http://gorodskoyportal.ru/ Четыре из семи уральских регионов не смогли попасть в новый рейтинг ФоРГО
Нефть и газ остаются главным фактором устойчивости регионов. Но все большую роль играют и не сырьевые активы.
Фонд развития гражданского общества представил рейтинг лидеров антикризисной устойчивости среди российских регионов. В ТОП-15 вошла «тюменская матрешка», а вот промышленные Свердловская и Челябинская области оказались за чертой. Не говоря уже о Зауралье и Пермском крае. Эксперты объяснили «URA.Ru», по каким критериям отбирались самые стабильные территории и чего ждать губернаторам, не сумевшим попасть в рейтинг.
В рамках исследования эксперты Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) изучили статистические данные всех российских субъектов за вторую половину 2015 года и начало 2016 года. Оценивалось пять факторов: объем валового регионального продукта (ВРП) и объём ВРП на душу населения, динамика уровня промышленного производства, уровень средней заработной платы и ее соотношение к стоимости потребительской корзины. Кроме того, учитывалась экспертная оценка устойчивости социально-экономического положения всех регионов.
Возглавил ТОП-15 Ямало-Ненецкий автономный округ. В тройке также Чукотский и Ненецкий автономные округа. На четвертом месте — Сахалинская область. Пятерку лучших замыкает Ханты-Мансийский АО.
За Югрой расположились Москва, Якутия и Санкт-Петербург. Тюменская область оказалась на девятом месте. Далее следуют Мурманская область, Красноярский край, Московская область, Ленинградская область, Краснодарский край и Тульская область.
Константин Костин видит Урал экономически устойчивой территорией
Другие регионы Урала в ТОП-15 попасть не смогли. Тем не менее, как пояснил URA.Ru председатель правления ФоРГО Константин Костин, регионы УрФО «чувствуют себя неплохо», поскольку многие из них участвуют в выполнении гособоронзаказа и имеют «хорошо диверсифицированную экономику».
Лидерство «тюменской матрешки» вполне объяснимо. По словам Константина Костина в ХМАО, ЯНАО и Тюменской области, помимо нефтегазодобычи «развивается переработка, инвестиционные проекты, несмотря на тяжелое время, не свернуты». «Там тоже предпринимаются усилия диверсифицировать экономику, — отметил эксперт. — Безусловно, регионы, где реализуются новые газодобывающие проекты, имеют более высокую динамику. Например, Сахалин. ЯНАО, конечно, сложно догнать, особенно после запуска завода по производству сжиженного природного газа, но на Сахалине запущены проекты „Сахалин-1“, „Сахалин-2“ — это создает устойчивую базу для успешного экономического развития субъекта».
В ТОП-15 неожиданно не оказалось ни Свердловской области, ни Калужской, которая в течение последних лет имела серьезную динамику экономического развития. «Свердловская область не вошла в рейтинг потому, что промышленность сейчас чувствует себя не очень хорошо. Нужно учесть и другой фактор — численность населения: небольшие высокодоходные регионы в данном случае, конечно, выигрывают, — пояснил председатель Экспертного совета ФоРГО Леонид Давыдов. — Калужская область долго держалась, но все-таки просела из-за падения автопрома. Дело в том, что экономика очень быстро реагирует на ситуацию. Это и отразилось на положении региона в рейтинге».
Эксперты отмечают, что в 2015 году и в начале 2016 года в России увеличилось количество регионов-доноров федерального бюджета. При этом рост дали не нефтегазодобывающие субъекты, а регионы с хорошо развитыми перерабатывающими и высокотехнологичными секторами экономики.
Леонид Давыдов предложил губернаторам посмотреться в зеркало.
Аналитики также выделили отдельно блок субъектов, устойчивость которых даже в период кризиса обеспечивается за счет разноструктурированной экономики: Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Красноярский край и другие.
Исследователи пришли к выводу, что в ряде регионов отмечается рост промышленного и аграрного производства, многие субъекты сохраняют экономическую устойчивость и при этом соблюдают в полном объеме социальные обязательства. Вместе с тем, наблюдается «определенное понижение уровня покупательной способности».
Представленный рейтинг антикризисной устойчивости регионов, по словам председателя Экспертного совета ФоРГО Леонида Давыдова, «необходим главам субъектов для работы: это одно из зеркал, в которое нужно смотреться и вносить корректировки в свою деятельность».
Председатель правления ФоРГО Константин Костин, в свою очередь, сообщил, что в конце марта Фонд планирует опубликовать интегральный рейтинг уже по всем субъектам. «У тех, кто окажется внизу, появится хороший повод задуматься о положении дел в экономике своих регионов», — отметил Костин.