http://baikalfinans.com/ Аграрный сектор сибирских регионов демонстрирует противоречивую статистику в условиях контрсанкций
«Агропромышленный комплекс сибирских регионов за полтора года «контрсанкций» демонстрирует противоречивую статистику», - констатирует руководитель Новосибирского филиала ФоРГО, доктор социологических наук Константин Антонов.
Объем производства в крупных хозяйствах вырос всего на 2,6 проц, а в крестьянско-фермерских хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей – на 15,9. При этом, в Алтайском крае, Новосибирской, Томской, Омской областях этот рост взрывной – на 42 проц в Алтайском крае и на 13 проц в Омской области.
«Это говорит о том, что в условиях недостатка финансовых средств крупные вертикально интегрированные агрокомплексы сейчас не в состоянии обеспечить бурный рост производства. С другой стороны, небольшие крестьянские хозяйства более мобильны, обладают большими логистическими возможностями, они и отреагировали на повышение спроса на отечественную продукцию. Значит, необходимо их поддержать», - считает объясняет Антонов.
Но в Забайкальском крае и Иркутской области фермерские хозяйства не росли, а напротив, показали 85,1 проц и 84,7 проц по отношению к 2014 году. Чуть меньшее падение – в Бурятии и Хакасии. Это может говорить лишь об одном – о неэффективности существующих региональных управленческих моделей.
Показательны и другие данные статистики. В 2015 году «упали» показатели производства продукции в личных подсобных хозяйствах – 98,9 проц. Только в Туве, Кемеровской и Томской областях показатели остались на уровне 2014 года, в остальных регионах они снизились.
«На огромных сибирских просторах в селах сосредоточена значительная масса незанятого населения, которое способно держать на подворье скотину, выращивать картофель и другие овощи. До 40 проц трудоспособного населения, в подавляющем большинстве – мужчины в возрасте от 20 до 55 лет, уезжают в города и на «севера», работать вахтовым методом. Это же огромный потенциал – свободные и дешевые трудовые ресурсы, инфраструктура подворий, которая годится для содержания небольшого количества скота, наличие коммуникаций и т.п. Главная проблема – сбыт», - говорит руководитель Новосибирского филиала ФоРГО.
Однако, региональные власти не нашли способов включить безработное население в производственные кооперативные цепочки.
«Поддержка ЛПХ в этом случае, – это не только быстрый рост объемов сельскохозяйственной продукции, но и вложения в сельский образ жизни, инфраструктуру села, в поддержание огромных территорий, которые в последние годы изрядно обезлюдели, развитие переработки, снижение цен в городских магазина, - объясняет Антонов. - Но, складывается ощущение, что в регионах ждут, когда федеральный бюджет решит все их проблемы, несмотря на то, что сами обладают колоссальными резервами».
В целом, несмотря на кризис, в ряде субъектов России наблюдается рост промышленного и сельскохозяйственного производства. Значительное число регионов демонстрирует устойчивость экономического положения при сохранении объемов социальных обязательств. Но в ТОП-15 из всех сибирских регионов вошел только Красноярский край, за счет диверсифицированной структуры экономики, успешной реализации инвестпроектов.
В то же время в регионах наблюдается определенное понижение уровня покупательной способности. Снижение показателей промышленного производства в ряде субъектов России определяется высоким уровнем концентрации отдельно взятых отраслей производства и отсутствием диверсификации, что ставит вполне определенные и конкретные задачи для региональных команд, требования к которым со стороны населения будут возрастать с каждым днем.