http://vestisibiri.ru/ Хакасия оказалась неустойчивой к кризису
Исследование «Лидеры антикризисной устойчивости» подготовил Фонд развития гражданского общества. Так, в топ-15 регионов с высокой антикризисной устойчивостью попали Ямало-Ненецкий, Чукотский, Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа, Сахалинская область, Москва, Республика Саха, Санкт-Петербург, Тюменская, Мурманская, Московская, Ленинградская, Тульская области, Краснодарский и Красноярский края.
Новосибирский филиал ФоРГО подготовил подробный разрез по СФО, с которым ознакомился корреспондент ИА «Хакасия» .
В заветный список из всех сибирских регионов вошел только Красноярский край, за счет диверсифицированной структуры экономики, успешной реализации инвестпроектов. Совершенно очевидно, что в условиях недостатка инвестиционных средств вряд ли стоит ожидать бума инвестиций. В этой ситуации обостряется межрегиональная конкуренция за инвестиции, победу в которой могут одержать только те региональные команды, которые смогут реализовать современные, гибкие и эффективные управленческие модели. Это тезис иллюстрирует на примере развития агропромышленного комплекса руководитель Новосибирского филиала ФоРГО, доктор социологических наук Константин Антонов :
«Давайте проанализируем показатели агропромышленного комплекса сибирских регионов. Полтора года «контрасанкций» демонстрируют весьма противоречивую статистику. За это время сибирские регионы, которые в свое время «Европу маслом кормили» дали весьма незначительный прирост - всего 101,9% индекс производства сельскохозяйственной продукции по итогам 2015 года. При этом Тува, Бурятия, Хакасия , Иркутская область, Забайкальский край допустили даже падение . В этих регионах, кроме Тувы сократилось и поголовье скота, и производство молока. Но вот, что любопытно: если объем производства в крупных хозяйствах вырос всего на 2,6%, то в крестьянско-фермерских хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей - на 15,9. При этом в Алтайском крае, Новосибирской, Томской, Омской областях этот рост взрывной - на 42% в Алтайском крае и на 13% в Омской области.
Это говорит о том, что в условиях недостатка финансовых средств крупные вертикально интегрированные агрокомплексы сейчас не в состоянии обеспечить бурный рост производства. С другой стороны, небольшие крестьянские хозяйства более мобильны, обладают большими логистическими возможностями, они и отреагировали на повышение спроса на отечественную продукцию. Значит, необходимо их поддержать. Но в Забайкальском крае и Иркутской области фермерские хозяйства не росли, а напротив, показали 85,1% и 84,7% по отношению к 20114 году. Чуть меньшее падение - в Бурятии и Хакасии . Это может говорить лишь об одном - о неэффективности существующих региональных управленческих моделей.
Показательны и другие данные статистики. В 2015 году «упали» показатели производства продукции в личных подсобных хозяйствах - 98,9%. Только в Туве, Кемеровской и Томской областях показатели остались на уровне 2014 года, в остальных регионах они снизились. А теперь представьте: на огромных сибирских просторах в селах сосредоточена значительная масса незанятого населения, которое способно держать на подворье скотину, выращивать картофель и другие овощи. До 40% трудоспособного населения, в подавляющем большинстве - мужчины в возрасте от 20 до 55 лет, уезжают в города и на «севера», работать вахтовым методом. Это же огромный потенциал - свободные и дешевые трудовые ресурсы, инфраструктура подворий, которая годится для содержания небольшого количества скота, наличие коммуникаций и т.п. Главная проблема - сбыт. Региональные власти пока не нашли способов включить безработное население в производственные кооперативные цепочки. А ведь во времена существования потребительской кооперации именно личные подворья давали более половину производства картофеля и свинины.
Но, что мы наблюдаем со стороны власти? Например, министр промышленности и торговли Новосибирской области призвал горожан сажать картошку. Без решения вопросов хранения, доставки, приобретения высококачественных семян горожане восприняли этот сигнал от власти так - спасайся, кто может. Вместе с тем, от власти ждут не популистских и алармистских призывов, а конкретных, системных управленческих действий. Поддержка ЛПХ в этом случае, - это не только быстрый рост объемов сельскохозяйственной продукции, но и вложения в сельский образ жизни, инфраструктуру села, в поддержание огромных территорий, которые в последние годы изрядно обезлюдели, развитие переработки, снижение цен в городских магазина. Но, складывается ощущение, что в регионах ждут, когда федеральный бюджет решит все их проблемы, несмотря на то, что сами обладают колоссальными резервами. Этот «новосибирский» пример, на мой взгляд, - яркая характеристика несоответствия нынешних управленческих практик вызовам времени. То, что более или менее «работало» в «тучные» годы, сейчас вызывает только недоумение и оборачивается конкретными потерями. Бесспорно, нужны новые идеи и новые люди» в системе власти».