ФоРГО составил топ-15 экономически устойчивых регионов
Эксперты Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) представили блок антикризисной устойчивости субъектов России, из которого следует, что нефтегазоносные, сельскохозяйственные регионы, а также субъекты с сильной оборонной промышленностью успешнее всего противостояли экономическому кризису в 2015 году.
"Безусловно, в России есть экономический кризис, но все регионы преодолевают его по-разному. Мы сделали это исследование, чтобы показать существующие на сегодня тенденции: какие субъекты чувствуют себя достаточно устойчиво, несмотря на имеющиеся проблемы, а какие, наоборот, испытывают серьезные трудности", - пояснил "Известиям" глава ФоРГО Константин Костин, отметив, что в конце марта фонд подготовит первый за этот год интегральный рейтинг, в котором будет присутствовать экономический модуль.
По его словам, в этом исследовании анализ был сделан для всех регионов, но представлено только топ-15 лидеров, которые условно разделены на три группы: регионы, основной объем производства которых обеспечивает нефтегазовая отрасль промышленности, регионы - участники выполнения гособоронзаказа и регионы - лидеры импортозамещения. По итогам исследования, в топ-15 регионов вошли Ямало-Ненецкий, Чукотский и Ненецкий автономные округа, Сахалинская область, ХМАО, Москва, Якутия, Санкт-Петербург, Тюменская область, Мурманская область, Красноярский край, Московская область, Ленинградская область, Краснодарский край и Тульская область.
К первой "нефтегазовой" группе рейтинга относятся Ямало-Ненецкий, Чукотский, Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа, Тюменская область, Красноярский край, Иркутская область, Якутия. Несмотря на неблагоприятную ситуацию на рынке энергоносителей, у большинства добывающих регионов на протяжении 2015 года сохранялась положительная динамика промышленного производства. Кроме того, в этих субъектах наряду с добычей углеводородов развивается перерабатывающая и другие отрасли промышленности.
Среди второй группы рейтинга по выполнению гособоронзаказа выделили Москву, Санкт-Петербург, Архангельскую, Калининградскую, Курганскую, Свердловскую, Тульскую, Челябинскую, Ульяновскую области, Приморский край, Хабаровский край, Удмуртию.
Лидерами импортозамещения - третья группа - стали Краснодарский и Ставропольский края, Белгородская, Ростовская, Воронежская, Курская, Московская области. На долю этих субъектов приходится значительная часть продукции сельского хозяйства РФ, но также развиты и другие отрасли экономики - туризм, машиностроение, легкая и пищевая промышленность. Значительный толчок сельскохозяйственному производству в этих регионах дала реализуемая правительством программа замещения.
Как пишет "Коммерсант", в исследовании учитываются объем валового регионального продукта (ВРП), объем ВРП на душу населения, динамики уровня промышленного производства; соотношение средней зарплаты к стоимости "потребительской корзины", экспертная оценка устойчивости социально-экономического положения субъектов РФ.
В исследовании отмечается, что в 2015-2016 годах по сравнению с 2013-2014 годами увеличилось число регионов - доноров федерального бюджета, в их числе Калужская, Свердловская, Ярославская области и другие. Как считают в ФоРГО, их экономика устойчива и сохраняет большой запас прочности, так как носит диверсифицированный характер.
Экономический блок рейтинга отдельно не оценивает управленческие усилия глав регионов. Однако если в группе лидеров гособоронзаказа роль губернаторов невелика, то этого не скажешь про сельхозрегионы, отмечает Костин. По его словам, частичное субсидирование отрасли, подготовка проектов и продвижение продуктов - в этом управленческий талант заметен.
Исследование является частью ежеквартального рейтинга эффективности губернаторов, в котором оценки губернаторы получают не столько за социально-экономическое состояние субъекта РФ, сколько за удовлетворенность граждан жизнью (социология). В период кризиса губернаторы чаще вынуждены прибегать к непопулярным решениям, но, как считают в ФоРГО, их "надо уметь объяснять". "Экономика важна, но ее показатели не всегда являются синонимом высокого социального самочувствия", - говорит Костин.