СМИ об исследованиях

  |  10 февраля, 2016   |   Читать на сайте издания

Новосибирск: Тяжела шапка Мономаха

Опубликован новый рейтинг глав регионов

Одна из функций Фонда развития гражданского общества — отслеживание результативности работы глав регионов. Ну, а кто, кроме, может указать на недостатки в работе, аффилированность или кумовство, не говоря уже о более тяжелых формах несоответствия, таких как подозрение в коррупции или даже обвинение в оной.

В последние годы по стране прокатилась череда громких отставок губернаторов с последующим привлечением к ответственности. Или наоборот. Правда, появилась еще одна организация общественного контроля — Общероссийский народный фронт. Но те напрямую сообщают о замеченных непорядках своему лидеру — президенту РФ Владимиру Путину, и тот по вопиющим фактам принимает собственное решение.
 
Фонд развития гражданского общества опубликовал новый, десятый по счету рейтинг глав регионов, который более точно учитывает результативность работы, популярность, демократичность, публичность и многие другие характеристики представителей исполнительной власти. При составлении документа оценочные характеристики строились на основе пяти тематических модулей. Основной базовый модуль построен на оценках и исследованиях фонда «Общественное мнение», учитывались при этом и экспертные оценки.
 
Вторая составляющая рейтинга полностью основана на данных государственной статистики РФ. Потому что «статистика знает все».
 
Третий модуль основан на исследованиях социального самочувствия населения региона — с чем человек встает, в каком настроении приходит на работу, чего ожидает от жизни и на что надеется.
 
В четвертом оцениваются показатели экономической ситуации в регионах — развитие, стагнация или деградация и общий вектор этих составляющих.
 
Пятый модуль, наиболее легкий для просчета и где возможны наибольшие погрешности в оценках, — медиа-составляющая деятельности глав регионов. Как известно, историю пишут победители, а кем как не победителем является действующий глава региона? Но тем не менее от критики тоже никто не застрахован. По большому счету это тоже объективный показатель.
 
В этом году методика оценки пополнилась новыми понижающими коэффициентами: КОЛ-фактором и фактором аффилированности. КОЛ-фактор оценивает способность глав регионов обеспечивать условия для стабильной деятельности политических партий, а также для проведения конкурентных, открытых и легитимных выборов. В основе фактора аффилированности лежит оценка способности глав субъектов Федерации обеспечить условия для транспарентного экономического развития в условиях честной конкуренции и анализ их невовлеченности в деятельность бизнес-структур.
 
На основе всего этого и определяется место главы того или иного региона среди своих коллег. Наиболее эффективной признана работа главы Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Кобылкина, главы Калужской области Анатолия Артамонова, главы Белгородской области Евгения Савченко. Даже мэр Москвы Сергей Собянин при всем своем столичном ресурсе оказался только на восьмом месте.
 
В сибирском регионе заметных перемещений в рейтинговой таблице не произошло. На незначительные перемещения в таблице повлияли только оценка населения работы должностных лиц и применение понижающих коэффициентов КОЛ-фактора и фактора аффилированности. Это коснулось глав Омской, Томской областей, Республик Алтай и Тыва. На этом фоне позиция губернатора Новосибирской области Владимира Городецкого выглядит незыблемой. На фоне экономического развития страны в целом Новосибирская область сохраняет лидирующие позиции в развитии производства, в бюджете сохранены все социальные позиции, регион, несмотря на дефицитный бюджет, сохраняет приоритеты в развитии строительства и укрепления дорожной инфраструктуры, жилищного строительства, развития производств и сельского хозяйства. Политическая составляющая в оценке деятельности губернатора также оказалась на приемлемом уровне. Прошедшие выборы в Законодательное собрание области и городской Совет прошли на высоком организационном уровне, и даже избрание спикера Заксобрания, которое отклонилось от сценария правящей партии, существенно не повлияло на позицию губернатора. Эксперты фонда отметили, что Владимиру Городецкому удалось сохранить стабильность на фоне политических разногласий в регионе. Рейтинг губернатора вырос на один балл.
 
Однако наступивший 2016 год, судя по всему, не сулит ничего хорошего ни населению региона, ни губернаторскому рейтингу. Обще-экономическая ситуация, снижение реальных доходов населения, рост цен, процента инфляции и безработицы ударят по населению, а настроение жителей области напрямую отразится на отношении к региональной власти. Практика показывает, что при реальном ухудшении качества жизни, особенно на фоне соседних регионов, недовольство выплескивается отнюдь не на кремлевское руководство.
 
А отсчет уже пошел. Отчитываясь перед Законодательным собранием о работе правительства губернатор заметил, что темпы экономического роста Новосибирской области в минувшем году замедлились, а в ряде отраслей заметно снизились по сравнению с 2014 годом. Валовой продукт составил 957 миллиардов рублей. Темп роста объемов промышленного производства составил всего 0,8%. Сократился оборот торговли: розничной на 14,4%, а оптовой — на 3,9%.
 
Прожиточный минимум жителя Новосибирской области в четвертом квартале 2015 года составил 10 117 рублей, по сравнению с 2014 годом — снижение на 156 рублей.
 
Идут реальные сокращения заработной платы. Согласно данным Зарплата.ру, половина новосибирцев отметили снижение заработной платы. У большинства (45%) зарплата сократилась на 30%. Еще у 30% доходы снизились на 30-50%. Так, 25% респондентов сообщили о снижении зарплаты более чем на 50%. Привычный доход смогли сохранить 36% новосибирцев.
 
За первый месяц нового года снизилось социальное самочувствие жителей Новосибирской области. Проведенные Финансовым университетом при Правительстве России исследования показали отрицательное значение индекса социально-экономических настроений в Новосибирской области, который перешел из положительных значений в отрицательные и составил почти целый пункт — 0,7.
 
То, что в других регионах состояние еще хуже, не может служить утешением. Интересно, при составлении рейтинга губернаторов 2016 года будут учитываться трудности непреодолимого характера, возникающие в регионах вне зависимости от деятельности или бездеятельности должностных лиц? Может, следует уже ввести под это дело какой-нибудь повышающий коэффициент? Тогда какой коэффициент необходимо ввести для оценки эффективности работы правительства?
 
Александр Гомоюров