РАДИО «Комсомольская правда». САМЫМ ЭФФЕКТИВНЫМ ГУБЕРНАТОРОМ РОССИИ ПО ИТОГАМ 2015 ГОДА ПРИЗНАН ГЛАВА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ДМИТРИЙ КОБЫЛКИН
Обсуждаем, как власть работает на местах, в эфире программы «Губернатор» на Радио «Комсомольская правда» [аудио]
Челышев:
- Сегодня у нас главная пища для размышлений – это итоговый по 2015 году рейтинг Фонда развития гражданского общества. Рейтинг губернаторов. Там есть очень интересные результаты. Победитель все тот же, собственно, можно и имя назвать: глава Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин. Он был признан самым эффективных губернатором всея Руси. И аутсайдеров назовем, но чуть позже.
Сначала по свежим новостям. Набирает обороты все более масштабная история вертолетная Владимира Миклушевского, губернатора Приморья. Я напомню, что не так давно господина Миклушевского жители запечатлели на фото в тот момент, когда он загружался в вертолет. Вслед за ним в вертолет загрузился глава хоккейного клуба «Адмирал» и несколько ящиков элитного шампанского «Моэт э Шандон».
Афонина:
- И что тут такого, собственно? Может, у людей боязнь полетов? Многие люди перед тем, как взойти на борт самолета, крепко себя нагружают отнюдь не багажом, а градусами для того, чтобы спокойно перенести полет.
Челышев:
- В общем, непонятно, что заставило главу региона… Кстати, непонятно, что за вертолет. Вертолет-призрак. Понятно, где его купили, но кому он принадлежит, чьи заказы выполняет, не совсем ясно.
Самое смешное в чем? Судя по всему, в этот несчастный «Робинсон», он взлетел, потом сделал странные два оборота вокруг своей оси. И сел на место. И люди, которые посмотрели вот это, говорят, что просто неопытный пилот взял сначала управление на себя, косякнул, пилот к него перехватил управление. И посадил машину, чтобы перекреститься и выдохнуть. Да, по всей вероятности, именно господин Миклушевский…
Афонина:
- Меня это совершенно не удивляет. Дело в том, что не каждый мужчина умеет хорошо открыть бутылку с шампанским. Из чего я делаю вывод, что, может, господин Миклушевский не силен в этом. Ему проще было, наверное, за штурвалом посидеть. В это время, как мы понимаем, пилот и занимался откупориванием бутылочки шампанского.
Посмеемся. Так смеется весь край и область.
Челышев:
- Знаешь, почему скандал получил продолжение? Выяснилось, что в истории с вертолетом замешано некое ООО «Гранат». Местные журналисты покопались и обнаружили, что на портале госзакупок Приморья обнаружилось 36 аукционов разных краевых учреждений, победителем которых является ООО «Гранат». Почему победителем? Потому что только оно и участвовало в торгах на общую сумму примерно 150 миллионов рублей. Неплохо.
Афонина:
- А кому принадлежит ООО?
Челышев:
- А вот неизвестно!
Афонина:
- Я в связи с этим хотела обратиться к другому инциденту. Произошел он благодаря общественному контролю и внимательному слежению за тем, что у нас на сайте госзакупок появляется. На прошлой неделе достаточно скандальная новость была. И на сайте госзакупок появился лот на оказание услуг по проведению серии банкетов общей ценой в 2 миллиона рублей.
Так вот, заказчиком явился аппарат губернатора Волгоградской области, уполномоченным органом комитет по урегулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области. И единственным участником стал ресторан «Южный», который предложил 2 миллиона рублей. Как и в твоем случае, единственный, как мы понимаем…
Челышев:
- Это ведь глава Волгоградской области говорил буквально следующее: «Не дай бог, если кто бюджетные деньги или деньги учреждений, которые находятся под нашим ведомством, использует на корпоративы!».
Афонина:
- Так вот, согласно сайту госзакупок, в меню находится 169 различных блюд. Перечислять их все не буду.
Челышев:
- Не надо. Я не обедал еще сегодня.
Афонина:
- Осетр банкетный за 6100 рублей, ягненок с овощами и соусом…
Челышев:
- Это за порцию?
Афонина:
- Нет, осетр за тушку идет.
Челышев:
- Шесть тысяч рублей за тушку осетра – это маловато даже для Волгоградской области, где, говорят, их еще иногда и ловят.
Афонина:
- Ты считаешь, что это?.. Хорошо, ягненок с овощами и соусом за 2465 рублей…
Челышев:
- Это порция, Лена.
Афонина:
- Порция?
Челышев:
- Это цены московских ресторанов. Не самых дешевых, причем.
Афонина:
- Нашим журналистам в Волгограде был дан наказ обязательно разобраться в этом. И они уже выяснили, что речь идет не об одном банкете, как могли бы подумать некоторые, а о всех банкетах на 2016 год. Именно…
Челышев:
- Тогда не верю! Тогда мало!
Афонина:
- Вот! Тогда цена в 112722 рубля за единицы услуги не кажется такой уж сумасшедшей.
Челышев:
- Либо мало 2 миллиона рублей на все банкеты в администрации Волгоградской области за 16-й год, либо едок один! Вот тогда, может быть, хватит. 100 тысяч рублей за раз умножаем…
Афонина:
- Слушай, пять видов коньяка сроком выдержки до 13 лет! Антон!
Челышев:
- Двадцать таких вот хороших банкетов, в которых принимает участие один едок. Тогда хватит денег.
Лот был? Был. После того, как шум поднялся, лот убрали. И ресторан «Южный» не получил этот лот. Но где гарантия, что спецобслуживание официальных делегаций и мероприятий, встреч, если оно, в итоге, не будет проведено через сайт госзакупок? И мы об этом не узнаем.
Афонина:
-Но мы хотели поговорить еще и о достаточно серьезном и весьма важном деле. В преддверии того, о чем мы собирались с вами поговорить, а именно о рейтинге эффективности губернаторов, хочется задать вам вопрос: что нужно изменить в вашем регионе и что нужно сделать губернатору, чтобы каждый живущий в регионе пережил кризис? Чтобы, например, из дотационного ваш регион стал…
Челышев:
- И ваш губернатор бы не лишился кресла на фоне негативных показателей.
Афонина:
- Мы слушаем первый телефонный звонок. Алексей?
- Здравствуйте! Я вам звоню из города Перми. У нас губернатор один из худших в России. И по рейтингам, и по показателям. Последние хорошие губернаторы, которые у нас были, это Юрий Петрович Трутнев. При нем город и область жили совершенно по-другому. Но несмотря на эти показатели, что он постоянно находится внизу рейтинга, всегда аутсайдеры никогда не поднимаются, а идет только вниз, почему-то президент его не убирает.
Афонина:
- А с чем связано, что он занимает такие низкие строчки? Что в вашем регионене так и что нужно изменить?
- У нас почему-то рост развития упал. И город возвращается из региона-донора, наоборот. А менять надо много что в экономической структуре. Меня очень пугает, тем более, в кризисное время, в бюджетные организации дается определенный бюджет. И если они его не тратят за год, то на следующий год им дают меньше. И люди начинают что-то думать, куда-то тратить непонятно куда. Неужели нельзя сделать какую-то программу по экономии этого бюджета?
Челышев:
- А у меня встречный вопрос. Неужели вы думаете, что есть такие сферы жизни в российских регионах, на которые нельзя потратить эти деньги? Народ-то ведь что думает? Если не потратили, значит, не нашли способ провести их таким способом, чтобы процентов 10-15 по нужным карманам разошлись. Понимаете?
Экономия никому не нужна, я вас уверяю.
Афонина:
- Спасибо, Алексей.
От губернаторов ждут антикризисных успехов, распределение мест в новых рейтингах эффективности будет во многом зависеть от экономических успехов глав регионов и их способности минимизировать последствия кризиса. Мы поэтому вас и спрашиваем: что нужно изменить, чтобы вы пережили кризис? И что должен сделать губернатор?
Владимир, здравствуйте!
- Добрый день! Экономическая проблема. Губернатор объявляет о строительстве 11 гектар теплиц в то время, как уничтожено десятки гектар земли в Подмосковье. Почему? Потому что они экономически (плохой звук) не говоря о том, что это очень бедный регион.
Афонина:
- А почему тогда новые теплицы?
Челышев:
- Они будет не на электричестве, не на тепле?
- Вот именно!
Афонина:
- Вы считаете, что это возможность что? Получить деньги дополнительные?
- У нас столько земли. Нам нужно выращивать продукцию сельскохозяйственную, наращивать животноводческое стадо и за счет этого иметь возможность покупать помидоры, которые будут выращены где-то на Кавказе у нас, в Дагестане, в Кабардино-Балкарии, где солнца много. А здесь какой смысл? В Луховицах три гектара будет. Каждый гектар по миллиарду. Да, область на это дело выделит деньги. Но эксплуатация, это будет ложиться на себестоимость.
Афонина:
- Спасибо за звонок. Не согласился депутат Госдумы и наш постоянный автор, который рассказывает нам о том, как в Подмосковье можно вырастить виноград, ананасы и прочее. Я говорю о Туманове.
Челышев:
- Там речь идет о приусадебных участках. А в Луховицах что хотят выращивать? Огурцы? Там каждый первый житель выращивает и может всю Москву ими закормить. Дали бы только доступ на московские прилавки!
Прочитаем вотсап: «В Перми при губернаторе Чиркунове хотя бы дороги некоторые построили, а при нынешнем Басаргине ничего хорошего не происходит. Такое ощущение, что он делает все для того, чтобы только поддержать штаны Пермскому краю». И Михаил из Новосибирска пишет: «В нашем городе цены московские, зарплаты урюпинские, а губернатора все устраивает».
Телефонный звонок. Юрий, прошу вас!
- Был разговор о том, чтобы тратить бюджетные деньги эффективно. И сказали, что если денег к концу года остается какая-то сумма, все быстро истратить, чтобы дали по факту на следующий год столько же. С этим бороться еще Косыгин придумал, председатель Совета Министров. Сделайте планирование трехлетним. И все будут знать, что деньги, которые сейчас не потратили, уйдут на следующий год.
Афонина:
- А вас не смущает, что бюджет нашей страны сейчас на год верстается? Потому что ситуация довольно сложная. И трудно разобраться, что там через год будет и какое финансирование понадобится. Вы предлагаете вернуться к трехлетнему планированию, В нынешних кризисных условиях это практически невозможно, как считают, в том числе, большие экономические умы.
Откуда вы звоните?
- Из города Владимира. Но позвольте с вами не согласиться!
Афонина:
- Давайте сейчас не будем устраивать экономические споры. Нас интересует, что нужно изменить в вашем регионе, чтобы вы лично пережили кризис? Вернуться на трехлетнее планирование? Может быть. Это тоже выход.
Следующий звонок.
- Здравствуйте! Я из Москвы, но у меня бизнес в Вологодской области. Восстановить сельское хозяйство – это в первую очередь. Поголовье коров.
Афонина:
- Что этому мешает?
- Деревня и село развалены полностью. Восстановить ресурс этот.
Афонина:
- Людей завезти? Что?
- Люди есть. Людям работать негде просто-напросто.
Челышев:
- Странная история из Вологодской области, потому что…
Афонина:
- Что для людей? Фермы построить, дома? Дороги?
- Фермы развалены. Дома есть. Жить некому. Люди бегут, потому что…
Челышев:
- Как вы думаете, ваш губернатор переживет вот этот кризис? Как губернатор?
- Я думаю, что губернатор – года два и все.
Афонина:
- А у вас есть личный бизнес-антикризисный план?
- У меня своя маленькая фирма. Занимаюсь лесом. И у меня маленький заводик кирпичный. Он разваливался, я его восстановил. И делаю кирпич. Мой план на жизнь.
Афонина:
- Покупатели-то есть?
- Полно.
Челышев:
- Отлично! Желаем вам лично кризис пережить.
Так. Еще сообщение в вотсапе. «Владимирская область. Решите вопрос с общественным транспортом в Петушинском районе. Нет никакого транспорта. В деревне Островищи, Гнездино, Келекшино, Вече, Санино, дачные кооперативы «Кержач-1» и другие. Их не меньше пяти. Добраться можно только на такси. Такса в один конец – 400 рублей. Помогите!». Нехорошо. В одном только «Кержаче» шестьсот дачных участков. Думаете, я там живу, что я так осведомлен? Это просто мне написали: 620 дворов там.
Афонина:
- Не знаю по поводу дачников. С них и так деньги на дороги собирают. Еще как!
Челышев:
- Если уж заговорили, в Вологодской области женщина и ребенок провалились под асфальт. Образовался провал, потому что… Во всем обвиняют резкое потепление. Директор компании, которая занимается обслуживанием вот этого участка, кстати, американец или англичанин, судя по всему, Джон Фризин заявил, что провал образовался после осадки дороги из-за ремонтных работ. Сейчас провал ликвидирован.
Челышев:
- Итак, Фонд развития гражданского общества подготовил итоговый рейтинг эффективности губернаторов, где первая десятка у нас представляет собой следующий вариант. На 10-й позиции глава Чукотки Роман Копин, на 9-м месте Светлана Орлова (Владимирская область), 8-я – Сергей Собянин (Москва), 6-ю и 7-ю строчки делят Аман Тулеев из Кемеровской области и Рамзан Кадыров из Чеченской республики. 4-ю и 5-ю позицию делят Рустам Мениханов (Татарстан) и Тюменская область – Владимир Якушев. Третья – Евгений Савченко (Белгород), второе место – Анатолий Артамонов (Калуга). Первое место – Дмитрий Кобылкин (Ямало-Ненецкий АО). Это лидеры. Эта десятка неизменна, по-моему, на протяжении нескольких последних лет.
Аутсайдеры. 74 – 76 места – Карлин (Алтайский край), Кокорин (Курганская область), Назаров (Омская область), 77-е место – Соловьев (Удмуртия), 78-81 места – Агузаров (Северная Осетия и Алания), Левченко (Иркутская область), Худилайнен (Карелия) и Цыканов (Калининград). Далее. 82 – место – Жилкин (Астраханская область), 83-94 – Басаргин (Пермь), Шевелев (Тверь) и Ястребов (Ярославская область).
Афонина:
- Нам пишут: «Задача губернатора – это экономическое развитие региона или области. Если через год экономика не увеличивается, то губернатор зря ест свой хлеб». «Нашему губернатору нужно способствовать развитию производства, помочь фермерам открыть собственные магазины, сократить чиновникам зарплаты. Константин с Урала». Еще. «Надо зарплату губернаторов привязать к сельскому хозяйству. Коров столько, хрюшек столько. Засеяно и собрано столько. Тогда получил зарплату. Тогда и будет развиваться сельское хозяйство». Если бы только к сельскому хозяйству привязывать. У нас не все регионы сельскохозяйственные. Ямало-Ненецкий попробуй привяжи!
Челышев:
- А зачем привязывать, если благополучно все? К топливу и энергетике привязано благополучно.
Рамазан, здравствуйте!
- Я давно не живу в Дагестане. Я живу за границей, но в данный момент нахожусь в Дагестане. Боюсь даже свою фамилию сказать. Потому что Дагестан – это самый регион, который коррумпирован с самых нижних до самых высших эшелонов.
Челышев:
- Регион сложный. Там несколько народов проживает. И все интересы надо соблюсти, чтобы все было спокойно.
- Не несколько. Там 33 национальности.
Челышев:
- У вас есть свой рецепт для Дагестана?
- Да. Есть. В первую очередь, там должен быть глава русской национальности. Как раньше был. Он должен быть, конечно, не как Хорошавин, не как (не слышно). Должен быть самый честный, на самом высоком уровне честный человек. Иначе там никогда не будет! Я не хочу там вообще жить! Там без денег, без взятки ничего нет! Ребенка в садик устроить – деньги, в школу устроить – деньги, на работу устроить – деньги.
Челышев:
- Рамазан, а вы где живете?
- Я в Германии живу. Я гражданин России.
Афонина:
- Антон, где Дагестан находится в этом рейтинге?
Челышев:
- Между прочим, Рамазан-то Абдулатипов-то, он находится в группе людей с очень хорошим показателем. Он в сильнейшей группе. Делит 16-ю и 17-ю строчки с Олегом Кожемяка из Сахалина. Так что, между прочим, все в порядке!
Афонина:
- Вот видишь. А Рамазан недоволен.
Челышев:
- Может, коррупция в северокавказских республиках воспринимается как элемент колорита. Хотя жалко людей.
Татьяна, здравствуйте!
- Здравствуйте! Нужно для людей создать человеческие условия. Я прошу прощения, что в очередной раз со своими чаяниями, но, например, Смоленская область, которая ни в тот, ни в другой рейтинг не вошла, так вот там нет ни газопровода, ни водопровода, ни водоотведения канализации. И сопредельная Калужская область, которая одна и та же фактически территория. Поделена она. И там все есть. И жилье новое строится, и дороги хорошие!
Афонина:
- Спасибо! Смоленская на каком месте?
Челышев:
- Губернатор Островский. 69-70 строчки делит с губернатором Морозовым из Ульяновской области. А что касается Карелии, она на одном из последних мест, из Карелии новость достаточно интересная приходит. Оказывается, в Карелии работают иностранные журналисты, но все спокойно, все по аккредитации. Иностранные журналисты работают в Суоярвском районе, одном из самых проблемных в Карелии, там постоянно мерзнут люди, отопление, угроза социального взрыва из-за того, что никак зиму спокойно не переживут жители. И приехали немцы это дело снимать. И губернатор Худилайнен из принял. И на вопросы их отвечал. И теперь, получается, о проблемах района узнает вся честная Европа. И, возможно, по этим проблемам будут судить о всей стране.
Афонина:
- Но зато есть регионы, где губернатор…
Челышев:
- Это вам не Ширшину убирать с поста мэра Петрозаводстка!
Афонина:
- Есть регионы, где губернаторы о своем пиаре заботятся. И вот один из них тот, где губернаторствует Евгений Куйвашев. Это Свердловская область. Дело в том, что сейчас власти Свердловской области объявили новый заказ на телевизионный пиар губернатора и его команды. Прошлая закупка была 32 миллиона рублей. Она была сорвана. Потому что неожиданно у той компании, которая и должна была выиграть, появился соперник – маленькая региональная компания, которая за меньшие деньги предложила сделать то же самое. И по условиям госзакупки, как ты понимаешь, должны были ей отдать пальму первенства. Однако сказали, что что-то у нас пошло не так. Давайте мы перепоручим провести именно этот тендер. И в итоге сейчас цена контракта выросла до 87 миллионов рублей с 32-х. И кое-что изменилось в самом тендере. Теперь его выиграть может именно та телекомпания…
Челышев:
- А куда смотрит антимонопольная служба, если региональные антимонопольщики, им по фиг или под козырек взяли, а федералы-то где, господа?
Мы будем очень внимательно следить за событиями. Думские выборы не за горами. И, я полагаю, что будет очень большой пригляд за региональными делами, потому что в экономике все не сладко. Федеральных денег особо не будет. И проблемы придется решать самостоятельно.
Афонина:
- Антон, ты у нас поклонник спорта. Для всех любителей спорта могу сказать, что губернатор Петербурга Георгий Полтавченко создал штаб, который будет координировать завершение строительства стадиона к чемпионату мира по футболу 18-го года.
Челышев:
- Помнишь вице-губернатора, который назвал свою область изнасилованной в извращенной форме? Он стал генеральным директором хоккейного клуба «Трактор»! Вот!
Думайте сами, решайте сами! А мы прощаемся до следующего понедельника!