| 16 октября, 2013 | | | Читать на сайте издания |
Андрей Турчак получил в октябре самые низкие оценки личной политической выживаемости с начала своей работы во главе Псковской области
Фонд «Петербургская политика» и Коммуникационный холдинг «Минченко Консалтинг» подготовили тринадцатый рейтинг политической выживаемости губернаторов. Результаты исследования были опубликованы одновременно 14 октября на сайте фонда и холдинга. Среди глав регионов, чьи полномочия заканчиваются в 2014 году, уход в конце 2013 — начале 2014 года авторы рейтинга предсказывают двум получившим в рейтинге «единицы» губернаторам. Возможна замена еще четырех глав регионов-«двоечников».
В числе «двоечников» впервые оказался и губернатор Псковской области Андрей Турчак.
Публикация рейтинга осуществляется два раза в год с августа 2007 года. Рейтинг составляется на основе экспертных оценок и аналитических публикаций. Как напоминают в начале каждого доклада его авторы, издание Рейтинга началось в эпоху отказа от прямых выборов глав регионов (2005-2012 годы) и первоначально исходило из вероятности замены губернаторов новыми «назначенцами». После частичного возвращения к прямой избираемости количество факторов для анализа увеличилось.
Речь идет как об избираемости на прямых выборах, так и о способности главы региона добиться переназначения на период до выборов в качестве исполняющего полномочия губернатора, и о ранее действовавшей (в период назначений) схеме досрочной отставки.
В докладе говорится: «С момента возвращения губернаторских выборов, анонсированного в декабре 2011 года, происходит нарастание интриги вокруг судьбы целого ряда глав регионов. Дело в том, что первоначальные выборы проходили в относительно «тепличных» условиях. Выборы 2012 года проходили в «стерилизованных» условиях, когда в большинстве регионов, где могли пройти конкурентные выборы, произошло досрочное назначение глав регионов – благодаря чему в отобранных для выборов регионах была сформирована в целом комфортная среда для действующих глав.
К 2013 году ситуация начинает меняться, поскольку шансы целого ряда губернаторов, чьи полномочия близились к завершению, были относительно невысоки. […]
Можно ожидать, что к сезону 2013-2014 годов интрига будет нарастать. Это связано с увеличением количества «проблемных» регионов, где выдвижение на выборы действующих губернаторов не выглядит заведомо перспективным (Республика Алтай, Удмуртия, Курганская, Орловская область, в несколько меньшей степени – Алтайский край, Кировская, Псковская области, Ненецкий автономный округ)».
Авторы доклада отмечают: «Среди факторов риска для устойчивости положения глав регионов можно выделить рост активности по лоббированию своих кандидатов в губернаторы со стороны федеральных бизнес-групп, которые таким образом минимизируют свои риски на федеральном уровне и пытаются получить доступ к новым центрам извлечения прибыли.
С другой стороны, нарастание кризисных явлений в экономике приводит к снижению политического влияния менеджмента промышленных предприятий (за счет снижения зарплат и сокращений, объемов их воздействия на социальную сферу, замены популярных руководителей на менеджеров, встроенных в бизнес-вертикаль).
На этом фоне проявляется рост влияния местных бизнес-групп, работающих в потребительском секторе, строительстве и ЖКХ.
В этой связи интерес представляют два вопроса – о наиболее вероятном времени замены и причинах, способных побудить федеральный Центр к такому решению».
Особенность выборов губернатора заключается в том, что они могут быть проведены только в единый день голосования, и ни в какой другой.
При этом срок полномочий губернатора не подлежит продлению, указом президента назначается исполняющий его полномочия. Как правило – исключений не было – этот и. п. и становится в дальнейшем главным кандидатом на победу на выборах.
«Оптимальным временем для досрочных замен глав регионов с большим запасом времени полномочий является конец 2013 года – как это произошло в Ставропольском крае. Это позволяет протестировать назначенного временно исполняющего обязанности, дать ему время для политического и кадрового укрепления, а в случае экстренной необходимости – провести его замену за несколько месяцев до старта избирательной кампании», – отмечают эксперты.
Срок истечения полномочий губернатора Псковской области Андрея Турчака, по их мнению, является удобным для назначения исполняющего полномочия – за полгода до выборов: «В случае глав регионов, чьи полномочия истекают до единого дня голосования 2014 года, традиция исходит из принятия решений к моменту срока окончания полномочий – тем более что чаще они приходятся на начало года (январь – Республика Алтай, Коми, Кировская область, февраль – Удмуртия, Орловская и Псковская области, Ненецкий автономный округ, март – Воронежская область)».
Как известно, проект указа президента о назначении исполняющего полномочия губернатора должен быть завизирован за три месяца до истечения срока полномочий руководителя региона.
Очень часто действующие губернаторы просят администрацию президента разрешить им досрочно уйти в отставку, получить согласие президента и выйти на выборы неожиданно для конкурентов, увеличив таким образом свои шансы на избрание.
Кремль всё менее охотно идет на такие шаги. Как показали выборы мэра Москвы, досрочный выход на выборы Сергея Собянина не только не создал ему ожидаемые преимущества, но, наоборот, привел к ситуации с реальной конкуренцией с Алексеем Навальным, получившим мощную медийную «раскрутку» в связи с судебным процессом в Кирове.
«И в 2012, и в 2013 годах большое число глав регионов (по некоторым данным – до нескольких десятков) зондировали возможность такого сценария, однако чаще всего получали отказ.
Здесь федеральный центр оказывается в двойственном положении. Отсрочка таких разрешений на лето (как это было в июле 2012 с Олегом Ковалевым и в июне 2013 – с Сергеем Собяниным) застает врасплох не только оппонентов, но и саму административную систему – вследствие чего обе досрочные кампании проходили отнюдь не беспроблемно.
Более значимую роль играет и рост спроса на харизматическое лидерство. Поэтому риском для действующих глав становится потенциальное участие в выборах в качестве их оппонентов оппозиционеров-харизматиков. На этом фоне, особенно в случае досрочного проведения выборов, возрастают требования к коммуникативным умениям руководителей», – отмечают авторы доклада.
Вопрос «С какой мотивацией менять?» остается важнейшим для администрации президента.
Эксперты пишут: «Ключевыми причинами здесь остаются четыре.
Первая – низкая популярность, затрудняющая решение задачи проведения конкурентных и легитимных выборов.
Вторая – наличие перспективных и ресурсных оппонентов, готовых взять на себя ответственность за управление территорией и добиться победы на открытых выборах.
Третья – умножение управленческих ошибок, цена которых особенно вырастет в случае ухудшения экономической конъюнктуры.
Четвертая – конфликты с силовыми структурами, которые после успеха в Тульской области заметно усиливают прессинг на целый ряд региональных администраций.
Помимо этого, остается комплекс субъективных причин – от состояния здоровья до возможности перевода на федеральный уровень – особенно в случае масштабных изменений в правительстве».
По информации экспертов, Андрей Турчак ранее обращался в администрацию президента с просьбой о разрешении ему провести досрочные выборы, но, как и большинство других глав регионов, стремившихся к «досрочности», получил отказ.
Что, к слову, поставило под сомнение его т. н. «федеральную проходимость», пышно объявленную в 2009 году тогдашним полпредом президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Ильёй Клебановым.
Кризис бюджетной системы России привел к тому, что состояние бюджета субъекта Федерации стало одним из важнейших экономических критериев для принятия решения о возможной замене губернатора: «Учитывая нарастание кризисных явлений в экономике, стоит выделить такой важный параметр оценки глав регионов, как состояние бюджета. Наименьшие риски бюджетного кризиса у регионов обладающих наибольшей доходной частью бюджета, что дает им большее поле для маневра и возможность перебрасывать финансы из одних статей расходов на другие для выполнения президентских указов от 7 мая 2012 года.
Однако сам по себе высокий уровень налоговых поступлений еще не гарантирует финансовой стабильности – наличие больших долговых обязательств значительно повышает риски».
Как известно, по этому показателю Псковская область имеет далеко не лучшие достижения [ 4].
В тринадцатом рейтинге выживаемости губернаторов Андрей Турчак включен в число десяти губернаторов, чьи оценки вызвали наибольшие разногласия среди экспертов.
По словам президента Фонда «Петербургская политика» Михаила Виноградова, у Андрея Турчака «относительно высокий рейтинг», «но в области говорят, что он сам не хочет участвовать в выборах».
В сводной таблице рейтинга в колонке «Слабые стороны» напротив фамилии Андрея Турчака кратко сказано: «Приближение срока окончания полномочий. Неочевидность мотивации претендовать на новый срок. Конфликты с муниципальными элитами [ 5]».
Впервые за всё время своего нахождения в «рейтинге выживаемости» (с 2009 года) Андрей Турчак получил от экспертов «двойку», что означает и утрату доверия федерального центра, и не самые оптимистичные перспективы на выборах.
Причем оценки «политической выживаемости» Андрей Турчака стабильно снижались с начала его руководства Псковской областью: сначала в трех подряд докладах он получил «пятерки», потом – (в пяти докладах подряд) – «четвёрки», в марте 2013 года впервые получил тревожную «тройку» и вот теперь – первую «чёрную метку» от экспертов.
В марте 2013 года, комментируя двенадцатый «рейтинг выживаемости», обозреватель «Ленты.ру» Андрей Козенко отмечал: «Тройка» и у губернатора Псковской области Андрея Турчака, только выбравшегося из скандала с обнаружением у него и членов его семьи незадекларированной зарубежной недвижимости. Срок его полномочий истекает весной 2014 года, попытку сложить полномочия и стать всенародно избранным пресек Кремль».
Эксперты, участвующие в составлении «рейтинга выживаемости губернаторов», используют простую пятибалльную шкалу.
«Пятерка» означает отсутствие серьезных конфликтов как внутри региона, так и в отношениях с федеральным центром, а также фактическую гарантию избрания или переизбрания, если срок полномочий главы региона подходит к концу — либо он находится в статусе и. о., ожидая единого дня голосования в сентябре. «Четверка» свидетельствует о том, что в регионе, вверенном губернатору, не происходит заслуживающих внимания катаклизмов и ждать отставки оснований нет. «Тройка»: действующий губернатор должен прилагать большие и постоянные усилия для сохранения должности — как правило, на фоне протестной активности, борьбы региональных элит и недовольства губернатором в Кремле. Недовольство может быть разным: от публичной критики до отказа первых лиц государства встречаться с главой региона, приехавшим в Москву просить о поддержке. Наконец, «двойка» — это довольно серьезная гарантия того, что Кремль заменит губернатора. В лучшем случае, дождавшись срока истечения его полномочий.
Важное примечание: из 20 губернаторов, получавших с 2007 года в рейтинге «двойки», свои посты после этого смогли сохранить лишь пятеро.
Станет ли Андрей Турчак исключением из правила, не знает и он сам, потому что его судьба, что очевидно, решается сейчас в Москве, в администрации президента.
Тема возможного «перехода» Андрея Турчака на «другую работу» обсуждается в Псковской области публично и не является «тайной за семью печатями».
«За три месяца до истечения срока полномочий должен быть готов проект указа президента, которому предлагается шорт-лист из трех человек. На одного из трех этих людей будут до выборов возложены полномочия губернатора Псковской области. Судьба будущего назначенца и кандидата решается уже сейчас, и при действующем раскладе желающих заявить себя в качестве претендентов значительно больше, чем один Андрей Турчак.
К февралю будет понятно, поручит ли президент Андрею Анатольевичу совершить мужественный поступок и впервые в жизни выйти на прямые губернаторские выборы, дав ему понять, что он пока недостаточно заслужил, чтобы его взяли выше, либо усилия действующей команды увенчаются успехом, и они получат предложение, на которое они согласятся.
Я абсолютно уверен, что сильнейшим желанием Андрея Турчака является желание покинуть регион и найти себе должность, которая не связана с такими чудовищными хлопотами, как должность губернатора Псковской области. Соответственно, может встать вопрос персоны, которая может рассматриваться властями в качестве запасного кандидата. И здесь тоже идет жесткая дискуссия. Насколько мне известно, здесь рассматривается целый ряд фигур: Александр Котов, Вера Емельянова, Иван Цецерский, еще определенный круг лиц, не связанных с Псковской областью», – сказал 22 сентября в интервью «Псковской ленте новостей» депутат Псковского областного Собрания депутатов, лидер Псковского «Яблока» Лев Шлосберг, заявивший попутно о своих губернаторских амбициях.
О краткосрочности проекта «Андрей Турчак – губернатор Псковской области» говорилось с самого начала его работы в этой должности как назначенца. Должность губернатора Псковской области была важна Андрею Тучаку как политический трамплин в большую федеральную политику, это совершенно не скрывалось.
Назывался апрель-май 2012 года как дата «большого перелета птиц» – сразу после выборов нового старого президента РФ.
Но – что-то не срослось.
Теперь буквально в течение нескольких недель вопрос должен решиться – так или иначе.
Очевидно, что если Андрей Турчак не найдет в Москве, «на чём сердце успокоится», то выход у него будет один – идти на выборы.
Перспектива которых не выглядит для него радужной [ 6].
Эту очевидную неопределенность, нестабильность ситуации и личную неуверенность в завтрашнем дне и отразил тринадцатый экспертный доклад о политической выживаемости губернаторов, среди действующих лиц которого Андрей Турчак впервые занял место в плацкартном вагоне.
Агентство политической информации «НАВИГАТОР»,
специально для «Псковской губернии»