СМИ об исследованиях

  |  01 февраля, 2016   |   Читать на сайте издания

Калужский бизнес-журнал. 01.02.2016, Отложенные проблемы

В условиях ухудшающейся экономической конъюнктуры важнейшим фактором, влияющим на эффективность управления регионом, становится опытность его губернатора.
В минувшем году общей проблемой для большинства регионов России стала ограниченность финансово-бюджетных ресурсов. С такими проблемами справляться сложнее всего, особенно в условиях роста уже существующих задолженностей регионов и дефицита бюджетов. В этой ситуации эффективность местной власти начала снижаться. Судя по всему, большинство региональных руководителей не готовы работать в условиях уменьшающегося бюджетного "пирога" и выстраивать при этом четкую антикризисную политику Неопределенность в действиях властей может повлечь за собой довольно опасные последствия в социальной сфере. Здесь власть оказывается перед неизбежной развилкой. Часть регионов стремится сохранить привычную для населения социальную политику, тем самым выполняя требования президента о повышении зарплат бюджетников, но ради этого залезает в долги, что еще больше ухудшает их финансовое положение, причем "с запасом" на несколько лет вперед. Где-то, напротив, начинают проводить очень жесткую оптимизационную политику, урезая расходы в условиях сокращения бюджетных возможностей. Однако бросить "социалку" полностью регионы не могут, поскольку федеральный центр очень внимательно наблюдает за происходящим (и президент РФ, и правительство неоднократно напоминали властям на местах о необходимости выполнять президентские майские указы 2012 года). В итоге каждый губернатор выкручивается как может, благо поле для маневра еще есть, ведь резкого сокращения доходов у регионов пока не происходит. Так что если в финансовой сфере кризис уже наступает, то в социальной новые проблемы ждут регионы в перспективе последующих лет.
Кризисные процессы в целом пока еще не успели затронуть в регионах и политическую сферу. Одно из редких исключений - поражение действующего губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко на выборах в сентябре, когда он во втором туре уступил оппозиционному кандидату от КПРФ Сергею Левченко. Но в целом пока ситуация выглядит стабильно: внутренняя политическая работа региональных властей отстроена неплохо, если не принимать во внимание тот факт, что прежде всего она опирается на административные методы. И здесь мы также видим отложенную проблему: в случае если уровень протестных настроений в регионах будет нарастать, сложившаяся во время третьего путинского срока модель (когда субъекты федерации пытаются худо-бедно выполнять свои социальные обязательства при жестком контроле центра) потеряет свою эффективность. По мере роста бюджетных проблем могут начать проявляться протестные настроения, выплескиваясь в первую очередь, конечно же, на низовые уровни власти. Такую модель так или иначе придется менять - и об этом властям необходимо задуматься уже в начале этого года, с учетом приближения думской кампании 2016-го и президентских выборов 2018 года. Изменения должны привести к появлению более гибкой договорной модели во внутренней региональной политике, которая будет основана на компромиссах с ведущими политическими партиями и новых механизмах урегулирования внутриэлитных конфликтов. Строго говоря, такую модель центр уже давно пытается привить регионам, однако она очень сложно приживается в условиях, когда местные власти привыкли к примитивным силовым подходам. Теперь же "административные методы" либо не будут срабатывать, либо покажут свою контрпродуктивность, вызывая протестные реакции.
Что касается социально-экономической сферы, то на местах необходимо разработать различные паллиативные меры, которые будут сопровождать неминуемое сокращение социальных расходов. Местным властям следует продумать аккуратные точечные решения, которые, с одной стороны, позволят снизить долю присутствия государства в социальной сфере, с другой - помогут сделать это без больших потрясений и дальнейшего ухудшения качества образования, медицинского обслуживания и так далее.
В регионах, традиционно считающихся успешными, в 2016-м, скорее всего, продолжит действовать сила инерции, набранная за предыдущие годы. Во главе там стоят в основном опытные губернаторы, сформировавшие под собой крепкий бюрократический аппарат, и это поможет им в течение какого-то времени продолжать двигаться вперед и не переходить в фазу застоя. Один из ярких примеров - Белгородская область, которую с 1993 года возглавляет Евгений Савченко (это рекорд политического долголетия среди российских губернаторов). В различных рейтингах область уже давно фигурирует в числе лидеров по эффективности управления. Напротив, регионы с губернаторской чехардой характеризуются низкой эффективностью власти: частая смена руководства не позволяет каждому новому губернатору овладеть всеми необходимыми навыками, войти в курс дела и справиться с накопившимися проблемами. Стабильность приносит свою пользу - если власть способна сохранить адекватность. Очень часто на регион работают факторы, действующие по не зависящим от губернаторов причинам. В этом смысле у Белгородской области не самая плохая ресурсная база (агропромышленный комплекс и горнодобывающая промышленность), притом что с точки зрения территории регион довольно компактен и удобен в управлении. Этот регион консервативен, у населения нет стремления что-то менять, при этом региональная власть пользуется достаточной поддержкой. Властная конструкция на Белгородчине представляет собой типичную систему лидерского типа, однако, как показывает практика, в российских условиях такая модель стабильно работает. Губернатор области по всем существующим исследованиям относится к числу наиболее влиятельных региональных лидеров. Один из важных факторов, влияющих на эффективность управления регионом, - лоббистские способности губернатора. Белгородским властям удается на протяжении многих лет - несмотря на смену премьеров и министров на федеральном уровне - поддерживать прекрасные отношения с центром. Опыт и репутация губернатора таковы, что договориться ему удается со всеми руководителями любых российских правительств. Именно по этой причине Белгородской области удается выбивать из центра больше денег, чем это получается у многих других субъектов федерации, хотя этот регион отнюдь не является депрессивным. Как показывает практика, те регионы, которые сумели настроить устойчивые отношения с федеральными властями, получают определенный кредит доверия, что конвертируется в стабильные трансферты, заметно превышающие помощь другим регионам. Таким субъектам федерации может быть проще в кризисный период.
Топ-25 глав субъектов РФ в 2015 годуРейтинг эффективности губернаторов рассчитывается Фондом развития гражданского общества. Публикуемый список глав субъектов РФ относится к первой группе - "очень высокий рейтинг"
ГУБЕРНАТОР
СУБЪЕКТ РФ
ДИНАМИКА
1
Дмитрий Николаевич Кобылкин
Ямало-Ненецкий автономный округ
2
Рустам Нургалиевич Минниханов
Республика Татарстан
(+3)
3
Владимир Владимирович Якушев
Тюменская область
(+1)
6
Евгений Степанович Савченко
Белгородская область
(-1)
5-6
Анатолий Дмитриевич Артамонов
Калужская область
(-4)
5-6
Аман Гумирович Тулеев
Кемеровская область
7
Рамзан Ахматович Кадыров
Чеченская Республика
8
Светлана Юрьевна Орлова
Владимирская область
(+2)
9
Сергей Семенович Собянин
Москва
(-1)
10
Вячеслав Иванович Шпорт
Хабаровский край
(+2)
11
Роман Валентинович Копии
Чукотский автономный округ
(-2)
12
Вениамин Иванович Кондратьев
Краснодарский край
(+2)
13-16
Владимир Иванович Илюхин
Камчатский край
(+2)
13-16
Владимир Петрович Печеный
Магаданская область
(-2)
15
Андрей Иванович Бочаров
Волгоградская область
(-2)
16
Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов
Республика Дагестан
17-18
Олег Николаевич Кожемяко
Сахалинская область
17-18
Рустэм Закиевич Хамитов
Республика Башкортостан
19
Георгий Сергеевич Полтавченко
Санкт-Петербург
(+5)
Василий Юрьевич Голубев
Ростовская область
(+5)
21
Александр Юрьевич Дрозденко
Ленинградская область
(-2)
22
Борис Александрович Дубровский
Челябинская область
(-1)
23
Рашид Бориспиевич Темрезов
Карачаево-Черкесская Республика
(-1)
26-25
Андрей Юрьевич Воробьев
Московская область
(-2)
26-25
Алексей Васильевич Гордеев
Воронежская область
(-5)