СМИ о мероприятиях

  |  15 октября, 2013   |   Читать на сайте издания

Цифры - не фетиш

Виталий Петров
 
Существенный вес в общей интегральной оценке рейтингов глав регионов должны занимать результаты социологических опросов. Такое мнение высказал председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин на "круглом столе" по оценке рейтингов губернаторов.

Один из участников мероприятия, президент "Минченко Консалтинг" Евгений Минченко, для начала познакомил своих коллег с тем, как составляется рейтинг, разработанный его холдингом. "Мы не только используем данные электоральной статистики и медиа, но и берем оценки публичных экспертов, в том числе из регионов, добавляя к ним мнения представителей федеральных органов власти, которые участвуют на анонимной основе", - рассказал эксперт. Рейтинг холдинга таким образом представляет из себя оценку четырех диалогов: "губернатор - федеральный центр", "губернатор - население", "губернатор - местные элиты", "губернатор - бизнес, инвестирующий в регионы".

Взявший слово Константин Костин, отметил, что эксперт, выставляющий оценку губернатору, всегда крайне субъективен, и его оценка не может быть доминантной. "Существенный вес в интегральной оценке должны занимать результаты социологических опросов. Потому что именно они наиболее достоверно показывают отношение населения к тому, что происходит у него в регионе", - считает Костин. У социологов таким образом есть информация о том, доверяют ли граждане руководителю субъекта, готовы ли они участвовать в акциях протеста, чувствуют ли они ухудшение или улучшение общей ситуации, и так далее. "Это, безусловно, квинтэссенция всех усилий региональной власти, - подчеркнул глава Фонда развития гражданского общества. - Социологические данные в значительной степени определяют положение на текущий момент, а остальные показатели должны определяться экспертами, которые дают свое заключение".

Руководитель "Политической экспертной группы" Константин Калачев со своей стороны призвал участников дискуссии не абсолютизировать социологические данные. Одна из причин для этого - природно-климатический фактор. "Представим, что опрос проводится одновременно в Мурманске и в Краснодаре. В Мурманске еще лежит снег, а в Краснодаре уже кругом красные помидоры. Где-то уровень отношения к власти растет параллельно с тем, как краснеют помидоры, а где-то в том, что зима никак не кончится, виновата именно власть. Таким образом, есть ситуативные влияния, которые оказывают влияние на мнение людей", - пояснил Калачев, добавив, что социология, конечно, важный инструмент при составлении рейтингов, но не единственный. Правда, он согласился с тем, что наложение экспертного мнения на социологию "может дать неплохой результат".

А руководитель Экспертного совета ФоРГО Леонид Давыдов вообще считает, что цифры не следует абсолютизировать, предаваясь некому фетишу. По его словам, нередко возникают ситуации, когда успешные хозяйственники запускают политику и имеют не очень хорошие результаты выборов. С другой стороны, бывает так, что очень эффективные политические менеджеры совершенно не занимаются экономикой. "При составлении рейтингов мы просто должны четко понимать, что именно мы собираемся оценивать", - сказал он.