В среду Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) выставил губернаторам российских регионов итоговые оценки эффективности их работы в минувшем году. Рейтинг эффективности губернаторов ФоРГО публикует уже два года, и отношение к этому продукту политической аналитики сейчас смешанное.
Личность главы фонда, экс-главы управления внутренней политики президентской администрации Константина Костина, давала повод называть фонд «прокремлёвским». А рейтинг эффективности рассматривать в качестве некоей публичной доски, для кого-то — почёта, а для кого-то и позора.
Некоторые губернаторы, показывавшие неудовлетворительные результаты, лишились в итоге своих должностей. Впрочем, если в первый год публикации рейтингов попадание было довольно точным, то затем корреляция между позицией в рейтинге и шансом уйти в отставку для глав регионов стала более размытой. Должностей лишались и губернаторы, которые в рейтинге ФоРГО имели вполне неплохие оценки. Пример тому — фигурант одного из самых громких политических скандалов прошлого года, экс-губернатор Республики Коми Вячеслав Гайзер. Чиновник, обвинённый в сентябре 2015 года в организации преступного сообщества (состоящего из изрядной части тамошнего правительства), находился у экспертов фонда на вполне хорошем счету и занимал лидирующие позиции в рейтинге.
Кстати, именно после задержания Гайзера механизм оценки губернаторской эффективности по версии ФоРГО пополнился новым критерием: «фактором аффилированности». Этот фактор должен оценивать характер отношений глав регионов с бизнесом и их «включенность в коммерческие процессы». Тогда Константин Костин оперативно заявил, что считает, что задержание Гайзера и его соратников лишним подтверждением курса Кремля на борьбу с коррупцией.
Для калининградского губернатора Николая Цуканова в итоговом рейтинге эффективности ФоРГО мало что изменилось по сравнению с прошлыми результатами. Он продолжает находиться в самой нижней группе, меняется лишь её название. Если раньше, когда обитание в ней казалось ярким свидетельством скорого выхода в отставку, её различные политологи называли «группой смертников». Теперь название куда мягче: «аутсайдеры».
Цуканов находится в итоговом рейтинге то ли на 5-й, то ли на 4-й позиции «с хвоста», смотря как считать. На этом же месте, с аналогичной интегральной оценкой эффективности, 45 баллов из 100, расположились ещё трое глав регионов: Карелии (Александр Худилайнен), Северной Осетии (Тамерлан Агузаров) и Иркутской области (Сергей Левченко). Ниже — лишь губернаторы Астраханской, Тверской и Ярославской областей, а также Пермского края. По итогам 2014 года Цуканов получил на 4 балла больше.
Именно «фактор аффилированности», по словам главы местного филиала ФоРГО и экс-вице-премьера регионального правительства Елены Воловой, стал одной из основных причин низкой оценки Николая Цуканова. Также на неё повлияла микровойна с Общероссийским народным фронтом. Видимая её фаза, правда, пришлась на конец 2014 года, но обиды калининградский губернатор, что бы он ни говорил, не забывает никогда. ОНФ ему отвечает «взаимностью», стоит вспомнить хотя бы гневное выступление на последнем региональном «Форуме действий» ОНФ депутата облдумы и главы местного отделения «Опоры России» Сергея Фирсикова.
Буквально чудом вырванная Николаем Цукановым у конкурентов (сарказм) победа на губернаторских выборах в сентябре 2015 года экспертов фонда не очаровала и на оценку по итогам года никак не повлияла. Что вполне ожидаемо: единственным соперником Цуканова на выборах был он сам. А наибольшую выгоду от избирательной гонки, щедро приправленной административным ресурсом, извлекли члены штаба властного кандидата, возглавляемого политтехнологом Алексеем Высоцким.
Любопытно, что Высоцкий, судя по публикации в газете «Известия», до сих пор сохраняет статус эксперта Фонда развития гражданского общества. Вопрос о том, какого дьявола фонд с этим экспертом вместе ставит калининградскому губернатору раз от раза всё более низкие оценки, поднимается в коридорах регионального правительства уже давно. И вряд ли перестанет подниматься в очередном полном выборов году.
Текст — Алексей МИЛОВАНОВ