http://gosrf.ru: Рейтинг губернаторов за 2015 год: эффективный управленец не значит порядочный?
Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) подвел итоги оценки эффективности губернаторов за 2015 год. Напомним, что этот фон считает прокремлевским, поскольку его возглавляет бывший глава внутриполитического управления администрации президента Константин Костин.
В итоговом рейтинге за минувший год фонд отмечает рост эффективности восьми губернаторов; 11 региональных лидеров, напротив, стали гораздо хуже управлять своими территориями, чем в 2014 году. В условиях кризиса в топ-листе останутся только наиболее талантливые антикризисные управленцы, считают авторы рейтинга. По сравнению с 2014 годом в этом рейтинге произошли серьезные изменения, отмечает Костин. В первую очередь они обусловлены применением так называемого фактора аффилированности, то есть составители серьезно снижали позиции глав тех регионов, где складывается неблагоприятная ситуация из-за конфликта интересов и коррупции, поясняет он. Кроме этого снижались позиции губернаторов там, где прокремлевский фонд усматривал нарушение принципов конкурентных выборов во время избирательной кампании.
Первая тройка наиболее эффективных губернаторов также изменилась по итогам года. Если ямало-ненецкий и калужский лидеры Дмитрий Кобылкин и Анатолий Артамонов сохранили первое и второе места в рейтинге, то на третью позицию с седьмой вырвался белгородский губернатор Евгений Савченко, обогнав, татарстанского, кемеровского, чеченского и тюменского глав. Это не самый сильный рост эффективности, который отметил ФоРГО, однако он заметен тем, что первая десятка проявляет стабильно высокие показатели.
Губернатор Белгородской области Евгений Савченко вошел в тройку лидеров
Передвижения лидеров в этом году остались в основном внутри первой десятки. Исключением стал глава Коми Вячеслав Гайзер, который из первой десятки эффективных губернаторов отправился прямо под арест по обвинению в превышении должностных полномочий.
"Эффективный управленец, к сожалению, не означает одновременно порядочного и даже законопослушного человека. Рейтинг не всегда может обнаружить это, хотя было бы хорошо, если бы главы регионов сочетали в себе оба положительных качества",— прокомментировал этот факт глава ФоРГО Константин Костин.
Итоговый рейтинг эффективности губернаторов за 2015 год основан на обобщенных средневзвешенных результатах четырех регулярных выпусков рейтинга, но не учитывает период декабря-января 2015-2016 годов. Основой рейтинга является оценка населением работы губернаторов (социология), понижающие коэффициенты — КОЛ-фактор (соблюдение принципа "открытость, легитимность, гласность", в том числе по данным медиа) и фактор аффилированности (конфликты интересов, коррупция и т. д.).
Не будучи самыми эффективными, восемь губернаторов тем не менее в 2015 году самыми высокими темпами приближались к первой десятке. Лидером роста стал ростовский губернатор Василий Голубев (+18 пунктов). Он активно участвовал в обеспечении продовольственной безопасности, а население отметило его усилия в сфере ЖКХ, несмотря на приток беженцев с Украины и приграничные проблемы. Анатолий Дрозденко (+16) сумел превратить Ленобласть в регион-донор и один из немногих избежал секвестра бюджета. Главы Калмыкии и Ставропольского края Алексей Орлов и Владимир Владимиров (по +15) снизили долговую нагрузку. Также в группу вошли ивановский и мурманский губернаторы Павел Каньков и Марина Ковтун (+13), камчатский — Виктор Илюхин (+12), главы Чувашии — Михаил Игнатьев (+11) и Башкирии — Рустэм Хамитов (+7).
Сильнее всего растеряли качество управления 11 региональных лидеров. Для нижегородского и ульяновского губернаторов Валерия Шанцева (-21) и Сергея Морозова (-16) значительную роль сыграли оба понижающих коэффициента. В Нижегородской области, как указывалось в предыдущих рейтингах, тлеет внутриэлитный конфликт, который выражается и в кадровой политике регионального отделения "Единой России", и в административном давлении со стороны исполнительной власти на общественные структуры; заведены уголовные дела на представителей окружения губернатора. Схожая картина в Ульяновской области. Впрочем, господин Морозов был приглашен на встречу с президентом Владимиром Путиным, после чего заявил о намерении баллотироваться на новый срок. Остальные члены этой группы ухудшили показатели только по одному коэффициенту. Рязанской губернатор Олег Ковалев (-15) получил обвинение в превышении должностных полномочий из-за передачи земель Государственного музея-заповедника Сергея Есенина под застройку. Самарский губернатор Николай Меркушкин (-9) пытался проигнорировать итоги праймериз "Единой России".
По итогам годового рейтинга заметен разрыв в эффективности управления между Крымом (26-е место) и Севастополем (48-е). Причиной столь низкой позиции Севастополя, по мнению экспертов ФоРГО, является внутриэлитный конфликт, в котором виноваты все участвующие в нем стороны.
По словам господина Костина, главным вызовом 2016 года, на который приходятся выборы в Госдуму, на фоне кризиса для губернаторов станет экономическая ситуация. "В топ-листе останутся те, кто способен показать антикризисную эффективность, выполнение социальных обязательств и не допустить спада промышленного производства и сверхзакредитованности",— говорит он.
В рейтинге много справедливого, рассуждает политолог Валерий Хомяков. «Но в целом надо понимать, что администрация президента может использовать рейтинг в воспитательных целях перед выборами — посылать губернаторам определенные сигналы, понижая их позиции. Таким образом их могут предупреждать не пытаться вставлять своих людей в предвыборные списки. Кроме того, если у власти есть желание кого-то отправить в отставку, то создается иллюзия, что это эксперты указывают на проблемы, а власть их слышит», — отмечает эксперт.
Гарри Дементьев