СМИ о мероприятиях

  |  21 сентября, 2015   |   Читать на сайте издания

http://www.nakanune.ru: День голосования наметил контуры выборов в Госдуму: кампания-2016 стартовала

С подведения итогов региональной избирательной кампании нынешнего года фактически стартовал политический сезон и предвыборный год перед парламентскими выборами-2016. Партии показали, на что способны и к чему готовы в преддверии федеральной кампании, и не всех эти итоги обнадеживают. Малые непарламентские партии, особенно правого толка, так и не смогли ни убедить избирателей пойти за собой, ни предложить внятного плана действий для того, чтобы пройти во власть. Подробности – в материале Накануне.RU.

Если говорить в целом о перспективах парламентской кампании – ее правила буквально пишутся на ходу. С одной стороны, несколько недель назад появилась новая нарезка одномандатных округов, которая заставит кандидатов активно работать в округах, чтобы сформировать повестку, понятную и городским жителям, и жителям сельских территорий. Кроме того, есть кулуарные слухи о том, что по некоторым областям будут формироваться общие партийные списки – как это будет выглядеть на практике, даже многоопытные политологи и технологи не готовы предположить. И еще одна тенденция, которую следовало бы "оседлать" – запрос на позитив от общества. Если "черным пиаром" уже никого не удивишь, то тот, кто формирует позитивную повестку, основанную на видении картины будущего, позитивных изменений, а не на критике оппонентов, у того будет больше шансов на завоевание симпатий избирателей.

Нарезка одномандатных округов продолжает оставаться "вещью в себе" – кандидаты на местах еще обдумывают масштаб работы. Однако, как оказалось, сюрпризы на этом не прекращаются. На прошлой неделе стали появляться слухи о том, что в некоторых субъектах предлагается оформлять единые партийные списки. В частности, речь шла о Свердловской и Челябинской областях. Зачем это делать и как это будет выглядеть – не вполне понятно. Суммарно, напомним, в двух областях – 12 округов, тогда как в соседней Курганской – всего один. Несколько экспертов неофициально подтвердили, что вероятность объединения областных списков существует, но какой-либо конкретики на этот счет нет.
"Я слышал о таких вариантах, о возможном объединении списков Свердловской и Челябинской или Курганской и Челябинской областей. Но я не понимаю, как это будет выглядеть, не вижу никаких преимуществ. И сами по себе Свердловская и Челябинская область хорошо "набирают", – рассказал Накануне.RU депутат заксобрания Максим Иванов.
Эксперты и потенциальные участники выборов в парламент уверены, что изменения еще будут происходить, и к этому нужно быть готовым. В плане электоральных перспектив итоги прошедшей кампании могут рассматриваться как некий "электоральный срез" на начало предвыборного года.
 
Из примерно 10 млн разыгранных голосов 61,22% достались "Единой России". Почти во всех регионах, кроме Коми, партия улучшила результаты по сравнению с 2011 годом, когда проходили выборы в Госдуму. Улучшение результата произошло и в крупных городах, как правило, на 10-20%.
За КПРФ проголосовали 13,38% избирателей. Но коммунисты, в отличие от "единороссов", почти во всех территориях ухудшили средний показатель в сравнении с думскими выборами 2011 года. Тем не менее, компартия зафиксировала свой статус партии № 1 среди оппозиции. "Эсеры" вышли на "чистое третье место" – за "Справедливую Россию" проголосовали 9,19% избирателей, за ЛДПР - 7,91%, – такие итоги подвел фонд ИСЭПИ Дмитрия Бадовского. Но и кампании-2015 предшествовали многие изменения "правил игры", сработавшие в итоге на партию власти. 
 
Если посмотреть количественные итоги, то "ЕР" собрала чуть более 3 млн голосов – неплохой задел на будущий год. В 2011 году "ЕР" собрала со всей страны 32 млн голосов. Учитывая, что выборы проходили не в самых крупных областях , это очень неплохой показатель. А вот все парламентские оппозиционные партии вместе собрали 1,6 млн голосов, то есть вдвое меньше, чем одна "Единая Россия". В 2011 году три парламентские партии собрали почти 29 млн голосов, то есть в целом, сопоставимые значения. И если не учитывать меняющиеся "по ходу пьесы" условия, то в этом году – настоящий провал. Остальные партии, даже те, которые участвовали в большинстве кампаний, например, "Яблоко" и "Патриоты России", отстают уже на порядок – 65 тыс. и 35 тыс. голосов соответственно. Тем не менее, эксперты отметили, что среди "малых" партий появилось определенное оживление, и сбрасывать со счетов их участие в кампании следующего года не стоит.
"Итоги региональных выборов не позволяют говорить, что произойдет расширение парламентских партий. Так называемые малые партии, а также те, которые покинули парламент давно, как "Яблоко", показали очень плохие результаты, и должно произойти электоральное чудо для того, чтобы они вернулись в парламент. В то же время, ныне действующие партии выступили очень даже неплохо. В этой связи, я думаю, что у "Справедливой России" появился даже шанс войти в состав парламентских партий на выборах 2016", – прокомментировал Накануне.RU гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.
 
Результаты "Справедливой России" стали одной из неожиданностей кампании, несмотря даже на то, что коммунисты едва не обошли "единороссов" на выборах в горсовет в Новосибирске и добились второго тура на выборах главы Иркутской области. Во многом, такое внимание к "эсерам" было связано с разнообразными "предсказаниями" от внепарламентской оппозиции и экспертов о том, что партия на этот раз "уж точно" не пройдет 5%-ный барьер. В партии к этому относились спокойно, вспоминая, что "слышат о 5%-ном барьере с первых своих выборов". Однако, как и в прежние годы, "Справедливая Россия" показала третий результат. В ряде регионов, в частности, в Коми, Магаданской и Челябинских областях "эсеры" по партийным спискам уступили только "Единой России". В других "эсеры" стали и победителями в одномандатных округах.
Есть однако и регионы, в которых и "Справедливая Россия", и другие оппозиционеры не смогли упрочить позиции, и несмотря на конкурентность выборов, набрали меньшие проценты, чем в предыдущий раз. Ярким примером здесь стала Курганская область, в заксобрании которой все оппозиционные фракции сократились, а общее число оппозиционеров уменьшилось с 13 до шести депутатов – "эсерам" достался один мандат по партийному списку и чуть более 10% голосов.
"У "Справедливой России" на старте была очень яркая кампания, в том числе и по персоналиям. В апреле – мае они были заметны. К сожалению, у них не хватило чего-то для того, чтобы довести в таком стиле кампанию до конца, подрастеряли свой стартовый запал", – отметил в ходе круглого стола, организованного уральским филиалом Фонда развития гражданского общества (ФоРГО), политолог Дмитрий Ковалев.
Есть и системные причины для поражения оппозиции, которое, впрочем, было не везде.
"Причина в том, что партии упорно не обновляют линейку своих предвыборных тезисов, но я не согласен с тем, что КПРФ и "справороссы" не улучшили свои позиции. В ряде регионов это есть, но федеральные выборы – это несколько иное. Падение наблюдается, связано с усталостью от парламентских партий, от их лидеров, от недостаточно обновленной линейки политики, но в остальном все хорошо для парламентских партий", – считает Мухин.
 
Во многом, это действительно справедливо для многих регионов. Например, в Челябинской области в который раз выборы для "Справедливой России" вытянул депутат Госдумы Валерий Гартунг, занимающийся политикой почти 20 лет и приходящий на выборы с одной и той же предвыборной риторикой.
"Их кампании в Челябинской области всегда строятся на обещании либо раздать какие-то деньги, либо вернуть. В этот раз они "возвращали", и вся кампания велась вокруг денег на капремонт. Они ведут кампанию так, будто вчера на свет появились, и у них нет истории, нет обещаний, которые они раздавали в прошлый раз. Их 16% – это те, кто забыл об обещаниях пятилетней давности. И эти обещания тоже вызывают диссонанс – с одной стороны, они обещают, что изменят один закон, примут другой, приостановят выполнение третьего и т.д., то есть ведут себя как "большая взрослая партия". А в итоге, приводят пять человек и говорят, что их недостаточно, чтобы эти обещания реализовать. Ну, надо это как-то приводить в соответствие", – отмечает политолог Алексей Князев.
В целом, оппозиционные партии оказались не готовы к действительно конкурентной борьбе, и там, где региональная или местная власть шли на диалог, у оппозиции выбивали главный козырь – "комплекс жертвы".
"Мне кажется, что они попросту растерялись. Они привыкли жить с комплексом жертвы, жаловаться, что их постоянно все притесняют, снимают с выборов, оказывают административное давление и т.д. Когда им дали все карты в руки – они оказались не готовы к конкурентной борьбе", – считает руководитель уральского филиала ФоРГО Анатолий Гагарин.
 
Другой вопрос, который волнует всех, интересующихся выборами – изменение состава парламентских партий. Два последних созыва – 2007 и 2011 годов – он оставался неизменным: "Единая Россия", КПРФ, "Справедливая Россия" и ЛДПР. В 2003 году в Госдуме присутствовал союз "Справедливая Россия – "Родина", "Патриоты России" и 23 депутата – одномандатника, представляющих еще с десяток партий. На этот раз непарламентские партии зачастую набирали даже меньше 2% на выборах в заксобрания, но показали неплохие результаты на муниципальных выборах. Хотя в этом случае не приходится сравнивать выборы в местные думы и федеральную кампанию. В целом, эксперты отметили, что либеральные партии не фиксируют особой поддержки – на единственных выборах в Костроме, где участвовал "Парнас" с привлечением московских "звезд" и концентрацией всех сил, за них проголосовали менее 4,5 тыс. человек. В то же время, есть определенный спрос на левые и патриотические силы, а также запрос на позитив. Но в ходе кампании-2015 до выборов под разными предлогами не допускали "рогозинскую" "Родину" и "Партию дела" Константина Бабкина, известную как партия возрождения промышленности. Несмотря на предлагаемую ими "позитивную" повестку и новых харизматичных лидеров. Некоторые наблюдатели даже высказывали мнение, что делалось это для того, чтобы "уравновесить" снятие либеральных партий. 
Впрочем, по мнению политтехнологов, в 2016 году все может поменяться, и такие партии будут иметь все шансы на попадание в парламент, независимо от размеров.
 
Наконец, еще одну неопределенность сохраняет "Единая Россия", а если точнее, вопрос ее предвыборного взаимодействия с ОНФ. Ранее неоднократно просачивалась информация о том, что партия власти не намерена предоставлять членам других партийных организаций, многие из которых идут по линии ОНФ, возможность участия в праймериз, а значит, скорее всего, и попадания в партийные списки.
"Мы контактируем с ОНФ, будет взаимопонимание и совместные консультации –это мое личное мнение, я его выражаю. По поводу квот – ничего еще не обсуждалось, и будет обсуждаться на семинаре ["Единой России" в конце сентября]", – рассказал Накануне.RU член рабочей группы по подготовке праймериз, секретарь челябинского регионального отделения "Единой России" Владимир Мякуш.
"Фронтовики", в свою очередь, собирались участвовать в выборах в одномандатных округах (половина мандатов будет "разыграна" там, другая половина - по партийным спискам), но будет ли это сделано под собственным брендом или при поддержке одной из крупных политических партий – непонятно. Эксперты предполагают, что таким альтернативным "партийным лифтом" для активистов Фронта может стать "Справедливая Россия", у которой есть слаженная "избирательная машина" и которая как раз пытается ответить на запрос на новые лица и расширение повестки.
 
Екатеринбург | Сергей Табаринцев-Романов