СМИ о мероприятиях

  |  18 сентября, 2015   |   Читать на сайте издания

http://inance.ru: Выборы — 2016 года. Что нас ждёт?

Парламентские выборы в Федеральное Собрание РФ и некоторые региональные парламенты в России состоятся в сентябре 2016 года.
 
Перед уходом в летний отпуск Госдума перенесла свои выборы с 4 декабря 2016 на 18 сентября 2016 года. Закон принят в пятницу сразу во втором и третьем, окончательном, чтениях. За документ проголосовали 339 депутатов, 102 против, воздержавшихся не было. В Карелии также в 2016 году в Единый день голосования, как и в других регионах, предстоят выборы депутатов в Государственную Думу, Совет Федерации, Петрозаводской городской совет, то есть предстоят довольно-таки серьёзные выборы, результат которых будет зависеть от каждого избирателя.
 
Новым законом вносятся поправки в статьи 5 и 102 закона «О выборах депутатов Государственной думы ФС РФ». 102-я статья дополняется новым положением, оговаривающим, что «выборы депутатов Государственной думы седьмого созыва проводятся в третье воскресенье сентября 2016 года». Новый состав депутатского корпуса, согласно закону, должен собраться не позднее чем на 30-й день после своего избрания.
 
В сентябре 2016 года будет избран новый состав Государственной Думы. Причём вновь по смешанной системе, то есть половину депутатов предстоит выбрать в одномандатных округах.
 
В таких условиях партии, как парламентские, так и непарламентские (желающие стать парламентскими) объективно обязаны выступить максимально эффективно. Какого-то общего, подходящего всем алгоритма нет.
 
«Единая Россия», будучи «партией власти», не может пропустить ни одну кампанию.
 
Другие партии, как парламентские, так и непарламентские в свою очередь должны выбирать, где им необходимо принять активное участие, где вполне достаточно «зафиксировать присутствие» и где желательно «пропустить ход», заключив выгодные коалиционные соглашения (например, о должности сенатора для заслуженного партийца, освобождающего место в Государственной Думе молодым коллегам, должности в органах власти субъекта Федерации и т.д.).
 
В связи с этим в ряде регионов перспективные политики, представляющие сильные партии, не приняли участие в выборах губернаторов.
 
В Карелии в 2016 году в Единый день голосования предстоят выборы депутатов в Государственную Думу, Совет Федерации, Петрозаводской городской совет, то есть предстоят довольно-таки серьёзные выборы, результат которых будет зависеть от каждого избирателя. Подойти надо будет осознанно и осмысленно, сделав правильный выбор, выбрав достойных кандидатов, но при этом не допустив ситуации, которая случилась,например, в Единый день голосования в 2015 году — «В Прионежском районе Карелии на выборах главы Шелтозерского вепсского сельского поселения победил кандидат «против всех» (http://www.stolica.onego.ru/news/282129.html).
 
КАКИЕ ОСНОВНЫЕ ПАРТИИ БУДУТ УЧАСТВОВАТЬ В ВЫБОРАХ В РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПАРЛАМЕНТЫ?
Фонд развития гражданского общества (руководитель Константин Костин) провёл систематический анализ и определил индекс участия партий в региональных выборах в 2015 году, на основании которого избиратель сможет сделать выбор из числа действующих партий на политическом небосклоне.
 
Группы
 
Партия
Баллы
Баллы
Всего
      за участие в выборах ВДЛ за участие в выборах депутатов ЗС баллов
Очень высокая активность 1 «ЕДИНАЯ РОССИЯ»* 60 22 82
2 ЛДПР* 60 22 82
3 КПРФ* 58 22 80
4 «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»* 52 22 74
Высокая активность 1 «ПАТРИОТЫ РОССИИ»* 18 24.5 42.5
2 «РОДИНА»* 11 17.5 28.5
3 «КОММУНИСТЫ РОССИИ»* 9 18.5 27.5
4 «ЯБЛОКО»* 4 14 18
5 «Российская партия пенсионеров за справедливость»* 9 6 15
6 «Гражданская Платформа»* 7 5 12
7 КПСС 3 7 10
8 «Партия пенсионеров России» 10 10
Средняя активность 1 «ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ!» 3 6 9
2 «Зеленые»* 8 8
3 «Демократическая партия России» 7 7
4 РПР-ПАРНАС* 1 5.5 6.5
5 «Партия Возрождения России» - 6 6
6 «Города России» 3 2.5 5.5
7 «Казачья партия Российской Федерации» 4 4
8 «НАРОД ПРОТИВ КОРРУПЦИИ» 4 4
9 «НАРОДНЫЙ АЛЬЯНС» 4 4
10 «ПРАВОЕ ДЕЛО»* 1 2.5 3.5
11 «ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА» 1 2 3
12 Партия «НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ» - 3 3
13 Партия «СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ» 3 3
14 «Партия свободных граждан» 2.5 2.5
15 Партия «Против всех» 2.5 2.5
Низкая активность 1 «Партия Великое Отечество» 1 1 2
2 Партия «Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров» 2 2
3 «Российский общенародный союз» 2 2
4 «Трудовая партия России» 2 2
5 «АЛЬЯНС ЗЕЛЕНЫХ И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ» 1 1
6 «Народная партия «За женщин России» 1 1
7 «ПАРТИЯ ВЕТЕРАНОВ РОССИИ» 1 1
8 «ПАРТИЯ ДЕЛА» 1 1
9 «Партия Социальных Реформ» 1 1
10 «Рожденные в Союзе Советских Социалистических Республик» 1 1
11 «Союз Труда» 1 1
12 «ЧЕСТНО (Человек. Справедливость. Ответственность)» 1 1

 

* — партии, обладающие правом участвовать в выборах депутатов Государственной Думы без сбора подписей  (http://civilfund.ru/mat/view/88).

 
Таким образом, правом участвовать в выборах депутатов Государственной Думы, не собирая подписи избирателей обладают парламентские партии и «Яблоко». Любой другой партии для получения «федеральной лицензии» необходимо провести по своему списку в любой региональный парламент хотя бы одного депутата. За минувшие годы это удалось девяти партиям — «Гражданской Платформе», «Гражданской Силе», «Зеленым», «Коммунистам России», «Патриотам России», «Правому делу», РПР-Парнас, «Родине» и «Российской партии пенсионеров за справедливость».
 
Соответственно, большинство лидеров «Индекса» из числа непарламентских партий (первая группа и «верхушка» второй) уже имеют «федеральную лицензию» («Гражданская Платформа», «Коммунисты России», «Зелёные», «Патриоты России», «Родина», «Российская партия пенсионеров за справедливость» и «Яблоко»). Не получили её лишь КПСС, «Партия за справедливость» и «Партия пенсионеров России». Однако, судя по данным социологических исследований в соответствующих регионах и результатам выборов прошлых лет, нет особых оснований ожидать, что эти партии сейчас пройдут в региональные парламенты (у «Партия пенсионеров России» нет ни одного зарегистрированного списка). То есть количество «лицензиатов» вряд ли увеличится.
 
Следовательно, только эти 14 партий, уже обладающие «федеральной лицензией», и станут основными участниками думской кампании.
 
Мы привели эти данные для того, чтобы избиратели могли правильно ориентироваться среди такого количества партий. При этом заметим, что избирателю, чтобы выбрать кандидата от какой-либо партии, необходимо разбираться в тех партийных установках, которые декларируют Уставы партий и прочие предвыборные агитационные материалы.
 
Стоит обратить внимание на то, что «Патриоты России» и «Родина» вместе с ЕР входят в ОНФ, и все партии-лидеры «Индекса», кроме «Яблока», разделяют общественный консенсус, сложившийся после воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. То есть, оппонируя власти по многим вопросам и критикуя друг друга, они сходятся в поддержке курса Президента Владимира Путина.
 
Такова общенациональная партийная картина, которую избирателю необходимо знать, при этом научиться разбираться в сложных потиттехнологических приёмах отдельных партий.
 
А самим депутатам Госдумы следует подумать о том, что они делают и что должны делать, если по опросам ВЦИОМ создают такое впечатление у населения:
 

КАКОВА ПРЕДВЫБОРНАЯ РАСКЛАДКА ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ В КАРЕЛИИ?
Выборы в Федеральное Собрание РФ
 
А теперь порассуждаем о предстоящих выборах в 2016 году в Карелии. В первую очередь, коснёмся того, какие изменения ожидают избирателей в 2016 году.
 
В ГОСДУМУ ПОСТУПИЛ ПРОЕКТ НАРЕЗКИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ НА ВЫБОРАХ 2016 ГОДА
На заседании Центральной избирательной комиссии была утверждена новая, «смешанная» схема нарезки одномандатных округов на выборах депутатов в Госдуму России в 2016 году. Каждый округ будет включать в себя не только городскую, но и сельскую территорию. Такая модель будет применена во всех субъектах Российской Федерации, кроме городов федерального значения: Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. На территории этих городов нет сельских поселений, сами они являются субъектами РФ.
 
В каждом округе должно проживать не менее 488 тысяч избирателей — напомнил зампред ЦИКа Леонид Ивлев, который и представил схему. Все округа будут сформированы в границах субъектов Российской Федерации. Новый принцип нарезки округов позволит кандидатам работать не только в густонаселённых городах, но и в сельской местности, решая проблемы местных жителей. Так считает большинство политологов.
 
Таким образом, от Карелии в думу будут избраны, по предварительным прогнозам, два депутата — один по одномандатному округу, и один по партийным спискам.
 
Новый принцип нарезки избирательных округов при выборах в Госдуму уравнивает жителей сельской местности и городов и не позволяет делить избирателей на «своих» и «чужих».
 
Применение данного принципа при приведении выборов по смешанной системе существенно оживит избирательный процесс. Что же касается субъектов РФ, то изменение нарезки округов, поможет создать универсальных, то есть ориентирующихся на всех избирателей политических лидеров.
 
В результате проведённой ЦИКом работы согласно числу одномандатников, произведена нарезка 225 округов. Округа «нарезались» в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных в том или ином регионе. Согласно закону, такая схема, будет действовать 10 лет.
 
Мнение политолога — руководителя фонда ИСЭПИ Дмитрия Бадовского:
 
Смешанная» нарезка выравнивает стартовые возможности кандидатов. […] Это значит, что в большем количестве округов есть шанс на полноценную конкуренцию за право стать депутатом от этого округа. А оппозиционные партии будут заинтересованы вести консультации о разведении своих проходных кандидатов по разным округам, чтобы вместе бороться с «Единой Россией», а не толкаться локтями друг с другом на одном протестном городском пятачке. 
Не позднее 5 декабря 2015 года схема должна обрести юридическую силу — к этому дню закон должен быть утверждён Госдумой, одобрен Советом федерации, подписан Президентом и опубликован.
 
Это хорошо, что региональные СМИ заблаговременно начали знакомить жителей республики с тем, каким образом будут проходить выборы в Федеральное Собрание РФ.
 
Выборы депутатов Государственной Думы и Совета Федерации РФ — это продуманный осмысленный шаг, согласно которому предстоит выбрать наиболее достойных, при этом профессионалов своего своего дела, чтобы они они смогли авторитетно представлять интересы Республики Карелии на федеральном уровне.
 
Наверно, стоит заблаговременно понять, что выборы депутатов в данные федеральные органы — особая ответственность, и что в ходе избирательной кампании не стоить смешивать всё вместе и не вносить путаницу — кому будет предоставлено право представлять республику в Госдуме и Совете Федерации, наверно, кандидатуры определятся заранее и согласуются с федеральным центром.
 
Там должны быть профессионалы своего дела, а никак ни Галина Ширшина, которую оппозиционная пресса всеми правдами и неправдами пытается «устроить» в различные управленческие инстанции, в том числе — в Госдуму. Смешить народ не надо. На что она способна — отчётливо показали 2 года её деятельности на посту мэра города Петрозаводска.
 
Выборы в Законодательное Собрание Республики Карелии
 
Жителям республики в 2016 году предстоит сделать стратегический выбор — выбрать наиболее достойных депутатов. Но как это сделать, как не ошибиться, как сделать правильный выбор — предстоит потрудиться, чтобы понять все программы кандидатов.
 
Но на данный момент у действующих депутатов почему-то складывается мнение, при том довольно таки ошибочное, что почти все они будут переизбраны в новый состав парламента.
 
Отсюда возникает вопрос? А заслуживают ли они этого почётного звания? Бесспорно, есть ряд депутатов, которые доказали, что народ не зря им доверил высокое звание — «народный депутат» (например, некоторые члены партии «Единая Россия», ЛДПР), которые принимали активное участие в жизни региона при обсуждении и принятии законопроектов, столь важных для жизнедеятельности региона.
 
Зато не скажешь такого о депутатах фракции партии «Яблоко» (Спиридонова, Слабунова, Кравчук) и ряде депутатов партии «Справедливая Россия» (Рогалевич, Федичев и прочие), КПРФ (чета Степановых), которые, как правило, всегда голосовали «против» представленных законопроектов. Какова была их роль за эти годы? Какую пользу они принесли республике?
 
А ведь ни один из депутатов не отчитался перед населением — а какую конкретную пользу он принёс республике и своему избирательному округу. На сайте ЗС РК также отсутствуют отчёты депутатов о проделанной работе.
 
Нужны ли нам такие горе-депутаты?
 
Мы не раз в своих статьях, посвящённых деятельности Законодательного Собрания Республики Карелия, отмечали, что в республике, в отличие от других регионов страны — наибольшее количество депутатов, работающих на платной основе, то есть живущие приспокойненько за счёт средств налогоплательщиков.
 
Настала пора менять данную систему — общее количество депутатов должно быть значительно меньше, в том числе — на платной основе. Если будет принято такое изменение, а принять его просто необходимо с учётом сложной социально-экономической обстановки, то смеем Вас уверить, уважаемые читатели, перечень кандидатур в депутаты ЗС РК значительно убавится, так как придётся работать в основном на общественных началах, как это и делается в большинстве субъектов РФ.
 
Чем был примечателен ряд депутатов?
 
Депутаты фракции «Яблоко» — в основном засветились в протестных против республиканской власти митингах, пикетах, а также возбуждённых против членов данной партии ряда уголовных дел с незаконным использованием муниципальной собственности; депутат от партии «Справедливая Россия» А. Рогалевич — это почти ежедневные негативные посты ВКонтакте, Фейсбуке, а также мелькает в информационных интернет-изданиях, принадлежащих Д.Алиханову ( кстати, посты — зачастую неграмотные, много ошибок в правописании). Содержание этих постов — в большинстве случаев критика в отношении действий республиканской власти. Данный депутат засветился также тем, что как депутат от Надвоицкого округа сумел за 2 года купить квартиру в Петрозаводске, при этом ему ещё и выпал выигрыш в 500, 0 тыс.руб.от компании — застройщика. Какое везение! По данному факту были публикации в республиканской прессе, обращение А. Рогалевича в Общественную коллегию по жалобам на прессу, в решении которого от 12.03.2015№119 в частности говорится:
 
…О «надёжности» сведений, полученных из текста «Зигзага удачи», а равно и о «прозрачности» намерений её автора и публикатора, судить, однако, не Коллегии, а тем, кто проживает в Петрозаводске или же в Сегеже, фигурирующем в текста в определённом контексте» 
 
Комментарии, как говорится, излишни. И нужен ли такой депутат в новом созыва? Ответ очевиден. Поэтому уверенность действующих депутатов, что они будут переизбраны на новый срок — маловероятна, поскольку большинство из них показали свою профессиональную непригодность.
 
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДЕПУТАТ НОВОГО СОЗЫВА?
В единый день голосования 13 сентября 2015 года в Олонецком районе Карелии один из кандидатов подкупил 17 избирателей, однако это не помогло ему выиграть выборы.
 
Об этом в ходе брифинга в правительстве Карелии рассказал председатель Центризбиркома республики Алексей Бахилин. По его словам, на подкуп кандидат-самовыдвиженец потратил 20 тысяч рублей. Однако нарушение было вовремя выявлено и пресечено сотрудниками полиции. Тем не менее называть фамилию кандидата до решения суда председатель ЦИК отказался.
 
По мнению Бахилина, пресечение подкупа в Олонецком районе демонстрирует очищение избирательного процесса и должно в будущем предостеречь тех, кто считает, что заполучить мандат можно при помощи денег.
 
Работа по очищению избирательного процесса от таких негативных проявлений ведется постоянно. Надеюсь, что это будет дополнительным уроком для горячих голов, которые думают, что за деньги можно прийти во власть. Как бы это кому-то нравилось или не нравилось, но это так,
— заявил Бахилин 
Мы неслучайно привели данный факт, поскольку такими методами никто не должен получить мандат депутата.
 
В 2016 году — будут образованы другие избирательные округа, то есть будет принципиально другой подход к кандидатам в депутаты, изменится формат предвыборной кампании. На что надо будет обращать внимание избирателям на встречах с кандидатами, а затем при окончательном их выборе?
 
Карелия — огромная территория, имеется невостребованный на данный момент как природный, так и экономический потенциалы. Надо развивать территории, формировать программы заселения. И самое непосредственное, активное участие должны принимать депутаты ЗС РК. На данный момент в этом их роль абсолютно низка.
 
А ведь народный избранник — это представитель народа, то есть должен согласно действующего законодательства выражать волю народа, участвовать совместно с исполнительной властью в развитии территории, привлекать инвесторов, делать конкретные предложения, то есть народный депутат должен соответствовать повестке дня — активно участвовать в жизни республики, а не заниматься одним лишь критиканством, чем грешит ряд депутатов.
 
И что самое прискорбное — депутаты неактивно идут в народ, поэтому жители далеко не всегда знают, какой депутат представляет их округ, и в этом есть и «заслуга» самого депутата.
 
Необходимо сформировать образ депутата завтрашнего дня, найти некий компромиссный вариант, такой собирательный образ будущего защитника, который должен предстать в избирательной кампании в 2016 году. Речь идёт о депутате в самом широком смысле этого слова.
 
Народный избранник должен обладать не только высокими личностными качествами, но и всеми навыками, соответствующими своей работе.
 
ЧЕМ ДОЛЖЕН ЗАНИМАТЬСЯ ДЕПУТАТ?
 
Деятельность депутата, на взгляд специалистов, должна вестись, как минимум, по 4 приоритетным направлениям:
 
Нормативно-правовая деятельность — то есть регулирование основных сфер жизнедеятельности общества путём издания нормативно-правовых актов. Но помимо принятия законов, нужно их понимание и правильное, корректное толкование, практическое внедрение в жизнь.
Cоциальное развитие региона — помощь в поступательно-прогрессивном движении общества путём проведения социальных мероприятий как массового, так и адресного характера. В руках депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия сконцентрировано огромное количество разнообразных ресурсов: информационных (в виде возможности пользоваться услугами ГТРК, СМИ), экономических (в виде распределения финансовых средств при принятии регионального «Закона о региональном бюджете», установке региональных налогов и сборов, утверждении планов социально-экономического развития региона), социокультурных (в виде обладания социальным статусом и авторитетом, возможностью формировать значимые образцы поведения), политические (в виде приоритетного права контролирования процесса принятия политических решений), правовых. Поэтому ещё одной из прямых обязанностей депутата, хотя прямо и не оговоренной в нормативно-правовых документах, но логически подразумевающейся, является его забота о социальном развитии своего округа, региона в целом. Обладая большим объёмом полномочий, депутат просто обязан разрабатывать и реализовывать программы социального развития.
Контроль над соблюдением принятых нормативно-правовых актов, решений, постановлений, социальных программ и мероприятий, проверка их эффективности и работоспособности. Разумеется, в данном параграфе не идёт речь о том, что депутат должен подменять собой функции прокуратуры. Речь идёт о постоянном мониторинге общественного мнения, практическую проверку политического решения. Законодатель постоянно должен быть в курсе того, в текст какого закона нужно внести изменения, дополнения, какой вовсе объявить «утратившим силу». Кроме того, стоит помнить, что пишут законы одни, а исполняют всё-таки другие. Таким образом, депутаты должны контролировать реализацию закона, при этом дорабатывать его с учётом жизненных реалий.
Работа с избирателями, проведение в жизнь воли жителей.
Защита прав и законных интересов граждан. Во Франции 14 века существовал интересный правовой обычай: каждый свободный человек мог обратиться к депутату Генеральных Штатов (аналог нашей федеральной Думы) с просьбой о защите и он обязан был ему помочь. На время «депутатского расследования» суд не мог вынести приговор, арестовать подследственного. Этот исторический пример наглядно демонстрирует, какую роль играли депутаты в защите прав и интересов граждан. В нынешних условиях это направление деятельности депутатов продолжает оставаться приоритетом, поскольку права и свободы человека являются главной ценностью нашего государства и общества, поскольку права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью демократического общества и государства. Защита прав и свобод гражданина может осуществляться как путём законодательной деятельности, так и путём прямого восстановления нарушенных прав и свобод (обращение к СМИ, сбор подписей, оказание консультативно-юридической помощи, депутатские запросы и.т.п.).
И по данным направлениям деятельности депутаты обязаны ежегодно отчитываться как перед населением, так и в самом ЗС РК, при этом отчёт о проделанной работе каждого депутата должен находиться в прямом доступе — на сайте ЗС РК.
 
Есть ли такая ежегодная информация на сайте ЗС РК? Увы, нет.
 
А потому избиратель не имеет возможности знать, чем же занимался каждый депутат, при этом за столь высоко оплачиваемую должность (35 депутатов из 50 — на платной основе, месячное денежное содержание — более 100,0 тыс.руб.). Об этом мы писали в статье « «Карманные» доходы депутатов — на прочном замке» (http://inance.ru/2015/06/zp-deputatov/), в которой, в частности, было сказано:
 
Занимательно, что в череде предложений о сокращении получающих зарплату не возникло ни одной идеи об уменьшении её размера. Напомним: на сегодня депутат Заксобрания республики получает на руки без малого 100 тысяч рублей, а приезжим из районов ещё оплачивается съём квартиры в Петрозаводске и коммунальные расходы. То есть, как видно, народные избранники живут довольно таки безбедно счёт средств налогоплательщиков, успевая при этом, как депутаты партии «Яблоко», устраивать различные протестные мероприятия против республиканской власти, придавая им приоритетное значение (http://inance.ru/2015/06/zp-deputatov/).
Как видно, «слуги» народа больше радеют о собственных персонах, о лоббировании интересов определенных бизнес-групп, но никак не о народе.
 
А ЗАЧЕМ ЛЮДИ ХОТЯТ СТАТЬ ДЕПУТАТОМ?
Слово «депутат» в последнее время стало нарицательным. И это потому, что большинство нынешних депутатов забывают о своих избирателях. К сожалению, многие идут в депутаты для решения, прежде всего, своих бизнес-интересов. А об ответственности перед своими избирателями попросту забывают.
 
И для многих таких стать депутатом — это, прежде всего, приобрести статус неприкосновенности и политический иммунитет, которые позволяют решать многие личные вопросы..
 
Во-вторых, это защита личного бизнеса и деловых интересов.
 
И, наконец, иногда — это первая ступень покорения «властного Олимпа» — возможность карьерного роста.
 
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Чем ближе очередные выборы в парламент Карелии, состоятся которые уже в 2016 году, тем чувствительнее к мнению избирателей становятся депутаты. Так всегда бывает. Однако настоящее буйство социальной заботы парламентариев о народном интересе ещё только ожидается. Пока только цветочки.
 
Слишком ответственная депутатская деятельность, чтобы её исполнять как бы«между прочим». Да, именно депутаты представительных органов власти формируют законные условия для функционирования всех ветвей власти.
 
Но обсуждать надо не только размер оплаты труда, а также то, кто попадает в законодательный орган. И до очередного дня голосования достаточно времени, чтобы сделать для себя какие-то выводы.
 
Что недостает для полного понимания населением действительных алгоритмов функционирования карельского парламента:
 
нет полной, достоверной и доступной информации о поименном голосовании депутатов по каждому законопроекту, поскольку народ должен знать своих «героев» в лицо,
сводной информации (за квартал, затем — нарастающим итогом о том, как участвовали депутаты в жизни республики) — по каждому депутату, фракции по голосованию «За» и «Против», что позволит населению сделать вывод об участии каждого депутата, каждой фракции в жизни республики,
о вкладе каждой фракции в разработку нормативных правовых актов, фактической структуры использования рабочего времени депутатов — заседания комиссий, парламента, работа с населением и т.д.
С учётом такого высокого денежного содержания должен быть чёткий отчёт о проделанной работе на благо жителей республики, то есть оплата должна быть — по реальному труду, а главный закон для каждого депутата — чувство меры и совести.
 
А жителям республики необходимо в 2016 году сделать правильный выбор.