СМИ об исследованиях

  |  06 сентября, 2015   |   Читать на сайте издания

Незваный гость хуже Касьянова

Беспечная небрежность в подготовке к выборам некоторых политических партий вызвала справедливое сомнение в искренности заявленных целей. Помимо вызывающей безалаберности поражает на нынешних выборах еще и явно завышенная самооценка начинающих политиков.

13 сентября многие российские территории перезагрузят институты власти: где-то пройдут парламентские выборы, где-то даже, возможно, сменят и губернаторов. Всего по стране назначено 11 тысяч выборов, по результатам которых будет замещено более 92 тысячи мандатов.
В Новосибирске, где предстоит обновить городской Совет депутатов и Законодательное собрание области царит в эти дни достаточно камерная обстановка. Точно так же буднично и в большинстве других регионов, где также предстоят выборы, и где кампании носят в основном референдумный характер, когда их исход и победитель известны заранее.
 
Это не вина местных властей, скорее, беда политических партий, сообществ, что не способны составить им серьезную конкуренцию. Хотя первым, может, и следовало помочь оппозиции (в том числе, и либеральной - эти точно сами не сдюжат) пройти фильтры/барьеры, как некогда на московских выборах столичные власти подсобили одному «нарциссу».
 
Тон в Новосибирске задает многоликая Россия: «Единая», «Справедливая», местами - «Патриотическая». Есть еще, как водится, КПРФ, ЛДПР, «Яблоко» и один кандидат из «Гражданской платформы». Маловато, конечно, но и голосов не так много - 20 процентов на всех. И это в лучшем случае, говорят наблюдатели, потому как оторвать здешних избирателей от диванов и огородов не удается никому последние лет уже десять.
 
И если учесть, что «Единая Россия» на майских «народных выборах» смогла все же мобилизовать больше половины от традиционной явки (12 процентов), вряд ли, одинокий кандидат «Гражданской платформы» вправе рассчитывать на нечто существенное, нежели почетное участие в выборах.
 
Улицы Новосибирска не пестрят, как в старые добрые времена, плакатами и билбордами - на наружную рекламу в этот раз мало кто рассчитывает. Зато почтовые ящики перегружены листовками, а телеканалы - уныло дебатствующими, как будто от скуки, кандидатами. Немного подняли предвыборное настроение судебные скандалы. Мэр Новосибирска Анатолий Локоть умудрился вляпаться в тяжбы сразу со всеми «несогласными» - и с либералами из «РПР-Парнас», и с лоялистами из ОНФ. Несколько кандидатов тоже обменялись в судах «грязным бельем» из прошлого. Во время выборов что только не всплывает…
 
Неожиданно сорвался визит в Новосибирск Владимира Мединского. Зато министр культуры «засветился» в соседнем Омске, где 13 сентября будут выбирать еще и губернатора области. В компании столичного гостя врио главы Виктор Назаров отметился на самых «выигрышных» объектах, как-то: детская больница, Центр развития ребенка, памятники к 300-летию Омска.
Впрочем, у него и без «мединской» поддержки были солидные, как показывали социологические опросы, шансы на победу, причем, едва ли не в первом же туре. Однако внезапное восстановление Верховным судом в статусе кандидата в губернаторы коммуниста Олега Денисенко перемешало колоду заново.
 
- Теперь после решения Верховного суда, Омская область, как мы и ожидали, стала одним из двух регионов, где выборы проходят по конкурентному сценарию, - говорит глава Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин. - Олег Денисенко может составить реальную конкуренцию Виктору Назарову. И о результатах выборов мы узнаем непосредственно после голосования, а, может, даже и после голосования во втором туре.
 
Одна из самых острых «схваток», как и прогнозировал Фонд развития гражданского общества в известном докладе о характере будущих выборов, проходит в Иркутской области. Право на лидерство оспаривают два главных конкурента: нынешний глава Сергей Ерощенко и руководитель обкома КПРФ Сергей Левченко. Намедни сорвались дебаты соискателей «гран-при» на одном из телеканалов. Не только фавориты, но и два других претендента просто не пришли на заявленный эфир. Проигнорировали. Это не удивительно, поскольку, судя по сводкам с «фронтов», открытой борьбе стороны предпочли партизанские вылазки. Например, штаб Левченко вторично пожаловался на…массовое воровство агитационных баннеров…
 
- В большинстве других регионов у действующих губернаторов практически нет сильных соперников от других партий, - с сожалением констатирует руководитель ФоРГО. - В ряде областей назревала борьба, завязывались конкурентные сценарии, но в итоге не сложились: оппоненты кандидатов от власти по разным причинам выбыли из кампаний. Объективно предопределены результаты выборов, например, в Татарстане, Майрий-Эл, Чувашии, Краснодарском крае, в Костромской и Кемеровской областях. Где-то, скажем, в том же Татарстане и Краснодарском крае, это связано с особенностями местной политической культуры (консенсусной и лидероцентричной), где-то, как, допустим, в Кемеровской области - высоким рейтингом губернатора.
 
Москва в лице «старика Чурова» вернула интригу и в Костромской области, восстановив на выборах незваных гостей из «Демократической коалиции» Касьянова/Навального. Гастролирующие «куплетисты», искусно освоившие разговорный жанр борьбы с коррупцией и бездорожьем, судя по их же отчетам, смогли привлечь внимание лишь одиноких пенсионерок. В крикливом их лозунге «Мы идем на выборы, чтобы заставить власть работать» многие, причем, не только слабослышащие «божьи одуванчики», уловили вместо слова «власть» местоимение «вас». А сами? Сами-то не пробовали работать?
 
Кстати, крайне любопытный феномен: кого ни возьми из фронтменов либеральной оппозиции - все сплошь безработные: отставные чиновники, обиженные депутаты, адвокаты без практики, журналисты по вызову и вольные блогеры.
 
Не знаю, оплачено ли было из предвыборной казны демкоалиции «киношное» задержание Ильи Яшина, но костромская полиция устроила ему крутой пиар. Одно дело - малоперспективная движуха перед дюжиной старушек вкупе с отчаянными попытками вложить в их головы собственные комплексы, другое - стать героем, которого якобы «боятся власти».
 
Не стоит льстить либеральной оппозиции задержаниями и арестами...
 
Врио губернатора Костромской области Сергей Ситников, меж тем, безучастно наблюдает за буффонадой мажоров из Москвы. Официально отказавшийся от предвыборной агитации в СМИ, он, как видно, не особо напрягается и по поводу собственного будущего: досрочная отставка, одобрение президента в ответ на его просьбу баллотироваться вновь, отсутствие видных оппонентов - что еще нужно человеку, чтобы достойно встретить выборы?
 
В Магаданской области повторился сценарий новосибирский и костромской, и калининградский. 11 партий и объединений дружно получили отказ в регистрации на выборах в областную Думу. Причины те же: полное незнание или намеренное игнорирование «Закона о выборах» - высокий процент брака при сборе подписей, неправильно оформленные документы, несуществующие адреса, скрытые судимости, двойное гражданство и пр.
 
«Доходило до смешного, - рассказывают в Избирательной комиссии Магаданской области, - у некоторых партий в наличии был всего один сборщик, к тому же не местный, который, не зная топонимики, допускал досадные ошибки в названиях населенных пунктов: Дубча вместо Дукча, Туйск вместо Тауйск и многое другое…»
 
Беспечная небрежность в подготовке к выборам некоторых политических партий вызвала справедливое сомнение в искренности заявленных целей. «Когда речь идет о 16-18 процентах недостоверных подписей, это можно списать на неопытность сборщиков, но процент иногда доходил и до 40, тут уже возникают резонные вопросы».
 
Им, скорее, не выборы нужны, а скандал, трэш, что, кстати, подтвердил еще один магаданский курьез. На старте предвыборной кампании в городе и области промышляли представители неких политических сил, собиравших подписи магаданцев от имени… КПРФ. Соль в том, что КПРФ, как и все иные парламентские партии, освобождена от необходимости сбора подписей.
 
Схожая история приключилась с коммунистами (правда, не из партии Зюганова, а с «твердыми искровцами» из конкурирующей «фирмы») и в Псковской области. Одна из местных ячеек партии «Коммунисты России» была уличена избирателями Куньинского района в подделке их подписей.
 
Помимо вызывающей безалаберности поражает на нынешних выборах еще и явно завышенная самооценка начинающих политиков. Никто и звать никак, не испытали ни вкуса побед, ни горечи поражений, и нет бы начать с низов, с сельских, муниципальных собраний, однако хотят дебютировать сразу в парламенте.
 
- Политика - это высоконкурентная сфера человеческой деятельности, - заключает Константин Костин. - И состояться в ней очень сложно. Надо начать с чего-то и постепенно получать тот опыт и авторитет, который позволит добиваться успеха. И чем более высокого уровня достигаешь, тем сложнее сделать следующий шаг. Но почему-то те, кто громче всех жалуется, начинать с муниципального уровня не спешат. Никто не удивляется, что спортсмен-любитель не может попасть в турнирную сетку Roland-Garros. Вот если играет человек хорошо, он лучший в нашем дворе на нашем корте, это значит, что он должен сразу попасть в основную сетку? Или пусть с первой по десятую ракетку мира между собой посоревнуются, а он сразу получит приглашение сыграть в финале? Для обеспечения открытости и конкурентности турнира? Думаю, это не понравится ни болельщикам, ни спортсменам.
 
В Воронежской области пять партий отсеялись с выборов из-за явного перебора с «мертвыми душами». «Ладно бы 10 процентов, но 20 процентов - это уже слишком!» - негодовал председатель избирательной комиссии области Владимир Селянин.
 
Такими темпами Воронеж сможет скоро соперничать не только с Магаданом, но и с… Мичиганом, где днями обнаружилось, что американская пропаганда смогла докричаться аж до того света, «разбудив» для участия в выборах президента США 24 процента «зомби». Правда, до рекорда округа Франклин, где число «мертвых душ» составило 190 процентов от реального количества избирателей, и Воронежу, и Мичигану с Магаданом далеко.
 
Что ж, отрадно, что российские выборы приближаются к уровню передовых демократий. И не только по использованию «черных» технологий. Восстановление status quo Олега Денисенко на выборах в Омской области, равно как и неистовое противостояние в Иркутске, как и стратегия игнорирования голосования в Калининграде, предложенная тамошней оппозицией, как и многие иные скандалы, инциденты, судебные перипетии, а также возвращение в избирательные бюллетени графы «Против всех» - всё это можно смело характеризовать, как подтверждение тренда [Кремля] на конкурентность, прозрачность и, соответственно, легитимность предстоящих выборов.
 
Леонид Шахов
FL