СМИ об исследованиях

  |  09 сентября, 2015   |   Читать на сайте издания

Интернет: Вне конкуренции? Чем региональные выборы в этом году отличаются от прошлых

По оценке Фонда развития гражданского общества (­ФоРГО), лишь в 2 регионах из 21, где 13 сентября будут выбирать губернаторов, возможен конкурент­ный сценарий. Эксперты фонда проанализировали губернаторские кампании за 4 года и решили, что большин­ство проходит по сценарию референдума: людям фактически предлагают просто выразить доверие и. о. губернатора. А даже в тех случаях, когда были сильные оппозиционные кандидаты, до второго тура дело не дошло. Вряд ли дойдёт и сейчас.
 
Ну ё-моё...
 
«Если в 2013-2014 гг. с дейст­вующими главами регионов обычно конкурировали депутаты Госдумы и бывшие крупные чиновники (несколько бывших губернаторов и один экс-министр), то в 2015-м нынешние губернаторы всё чаще назначают себе в конкуренты помощников депутатов и различных клерков, — рассказал “АиФ” политолог Александр Кынев. — Конкуренция сократилась и на этапе регистрации. По числу отказов этот год абсолютно рекордный». Правозащитники приводят примеры удивительных отказов. Так, в Ростовской области 3 кандидата от КПРФ были лишены регистрации из-за ошибки в документах. Новочеркасский горсуд посчитал, что они неправильно указали название «улицы Будённовская», написав её через букву «Ё», а не через «Е».
 
По-прежнему большой проблемой для нормальной конкуренции остаётся «муниципальный фильтр». «Нужно собрать определённое число подписей муниципальных депутатов. А есть такие районы, где на депутатов легко надавить, например, пригрозив, что район не получит финансирования. В результате кандидатам надо идти на поклон к губернатору с просьбой помочь в сборе подписей, — рассказывает политолог Алексей Макаркин. — Вторая причина безальтернативности большинства губернаторских выборов кроется в соглашениях, которые партии заключают с главами регионов: мы не будем выдвигать кандидатов, но взамен получим сенаторское кресло».
 
Дума в два хода
 
Во многих городах 13 сентября будут избирать и мэров, и городских депутатов. Кое-где по новой схеме. В Самаре гордуму сформируют не напрямую: сначала граждане проголосуют за районных депутатов, а уже потом те выберут из своих рядов город­скую власть. «В 2014 г. по такой же схеме выбрали челябинский городской парламент, но очень торопились (федеральный закон об этой схеме выборов приняли в конце мая, а выборы назначали уже в июне), потому были юридические ляпы и сейчас идут суды», — рассказал «АиФ» политолог Николай Миронов.
В ФоРГО прогнозируют, что и выборы в законодательные собрания не принесут сюрпризов. По крайней мере, вряд ли увеличится число партий, имеющих право участвовать в выборах в Госдуму без сбора подписей. Напомним: чтобы получить такое право, политической силе нужно иметь хотя бы одного депутата-списочника в одном из региональных заксобраний. Пока таких партий-льготниц 14. «С выборов исчезли умеренные партии, зато резко активизировались либеральные силы и всевозможные националисты, — говорит А. Кынев. — И надо понимать, что это не репетиция, это уже часть будущих думских выборов. Я бы сказал, первый акт».

Екатерина Барова