СМИ об исследованиях

  |  08 сентября, 2015   |   Читать на сайте издания

http://orelsreda.ru: Интернет: Потомский объявил «хождение в народ»

Конец прошлой недели и начало нынешней в Орловской области прошли под знаком инициатив губернатора Потомского. Инициативы – подчас довольно неожиданные – разворачивались на фоне падения губернаторских рейтингов.
 
Пугающие рейтинги
 
Сначала о рейтингах. В конце августа Фонд развития гражданского общества (ФоРГО), составляющий один из самых показательных рейтингов, в котором оценивается деятельность губернаторов, а именно рейтинг эффективности глав субъектов федерации, сообщил, что вскоре в этом рейтинге появится еще один критерий оценки – экономический. То есть деятельность глав регионов будет оцениваться в том числе и по состоянию экономики той или иной области.
Губернатору Орловской области Вадиму Потомскому такая инициатива явно пришлась не по вкусу. В комментарии газете «Известия» он заявил, что подобные рейтинги не что иное, как «пугалка» для губернаторов, и предложил – ни много ни мало – сначала пересмотреть экономическую модель развития России (!), а уж потом давать оценки губернаторской работе. В частности, Потомский пояснил, что губернатор Орловской области никак не может тягаться в рейтинге с губернатором, например, Тюменской области, поскольку, в отличие от Тюмени, у нас нефти и газа нет. В ответ на это специалисты Фонда пояснили Потомскому, что сравниваться будет не один регион с другим, а экономические показатели в одном регионе в разные периоды. И в зависимости от их роста или падения будут выставляться оценки действующему губернатору.
Выпад Потомского в сторону составителей рейтинга прокомментировали и эксперты-политологи. Так, портал «Клуб регионов» привел мнение эксперта ФоРГО Романа Евстифеева, который считает, что Потомский «заранее предполагает, что займет незавидное положение в данном рейтинге». «Видимо, губернатор беспокоится, что этот инструмент будет не слишком приятен для его региона. И он, опережая события, решает на будущее атаковать рейтинг. Однако это какой-то нервный шаг, он показывает неуверенность Потомского в своих силах. И мы, может, этого и не заметили бы, но теперь и ФоРГО, и администрация президента могут внимательнее присмотреться к тому, что там происходит в Орловской области», – цитирует интернет-издание слова эксперта.
Эксперт, что называется, попал не в бровь, а в глаз. И в том смысле, что похвастаться экономическими успехами области губернатор не может, и в том, что язык опять подвел товарища Потомского: своим эксцентричным заявлением он действительно может привлечь повышенное внимание к региону и к себе лично как к губернатору. При этом, думается, такое внимание Потомскому сейчас совсем ни к чему – хвастаться особо нечем. Так, в августовском рейтинге влияния губернаторов, составленном Агентством политических и экономических коммуникаций, Потомский по сравнению с июлем «упал» на две позиции, заняв 56-е место. Еще хуже обстоят дела с медиарейтингом компании «Медиалогия», где в августе орловский губернатор потерял три позиции, заняв место в тройке губернаторов-аутсайдеров в ЦФО. В общероссийском масштабе Потомский расположился на 76-м месте из 85. Заметим, медиарейтинг составляется с учетом не только количества упоминаний губернатора в СМИ, но и качества этих упоминаний. То есть, чем более позитивно и выгодно представлен тот или иной губернатор в информационных сообщениях о нем, тем выше его рейтинг. Судя по месту, занимаемому в рейтинге «Медиалогии» Вадимом Потомским, позитива в прессе губернатору явно не хватает.
И, очевидно, он решил его себе добавить. И выступил с серией инициатив, которые в совокупности можно обозначить как «хождение в народ».
 
Сошедшие с небес
 
Среди таких инициатив можно назвать, например, инициативу Потомского организовать в Орле точки по обмену книгами или поддержанную им же инициативу по сбору макулатуры.
Однако событием номер один на прошлой неделе, по версии прогубернаторской прессы, безусловно стало проведение субботней ярмарки выходного дня на площади Ленина в Орле. Естественно, это шоу с песнями, гармонями, цыганами и дешевым луком было организовано опять же по инициативе всенародно избранного губернатора (подробнее о том, как Потомский «ходил в народ» на площади Ленина, читайте в материале «Хлеба и зрелищ» на странице 5).
Едва успели утихнуть ярмарочные восторги, как губернатор выступил с новой инициативой. Как сообщил сайт «Орловские новости», в понедельник Потомский заявил, что отныне еженедельные заседания правительства больше не будут проводиться в «сером доме» на площади Ленина. Теперь областные чиновники, чтобы позаседать, будут выезжать в глубинку. Проще говоря, раскатывать по районам. Первое выездное заседание планируется провести в Мценском районе, следующее – в Ливенском. При этом Потомский заранее предупредил: ездить будут не на машинах с мигалками, а на автобусе. Чтобы, значит, лишний бензин «не палить». Более того, по дороге, как пишут «Орловские новости», делегация должна заезжать «в проблемные деревни, посещать долгострои». Все это будет происходить под выдвинутым Потомским лозунгом: «Спускаемся с небес – идем к людям!».
Спуститься с небес губернатору и его команде и впрямь не помешало бы. Но почему «спуск» должен осуществляться именно таким образом, мы, честно говоря, так и не поняли. Если, например, чиновники всей командой во главе с губернатором сядут в автобус, прокатятся до Ливен, по дороге заедут посмотреть на «проблемную деревню» (если к ней, конечно, есть дорога), потом час-другой позаседают в Ливнах, потом два-три часа будут добираться обратно в Орел, так вот – если они все это проделают, нам что, жить легче станет? Уменьшатся долги по зарплате, которые к 1 сентября в Орловской области составили более 30 миллионов рублей? Или, может быть, резко возрастут доходы бюджета, и области не придется брать очередной кредит в два миллиарда рублей, «добро» на который дал Потомский буквально 4 сентября?Заработают обанкроченные заводы? Придут крупные инвесторы и откроют новые производства? Исчезнет безработица? Появятся лекарства, которые не могут получить орловские льготники? Вырастет зарплата бюджетников? Не думаем. Зато на рейтингах Потомского подобная инициатива может сказаться положительно. И подозреваем, что именно ради рейтингов все «хождения в народ» и затеваются: слишком уж эти мероприятия попахивают популизмом и напоминают предвыборные технологии, которые используются, когда кандидату надо добавить популярности у избирателей. Потомский, конечно, не кандидат, а «всенародно избранный» губернатор, и теперь избиратели ему вроде бы без надобности, однако популярности, видимо, хочется. И он пытается ее завоевать. Как может. И если с экономикой у Потомского пока не получается, то с саморекламой все в порядке. Так что ждем новых губернаторских инициатив.
 
Татьяна Филева