http://www.35media.ru: Выборы в преддверии выборов
Голосование. О том, чем необычны предстоящие региональные выборы и что они способны изменить.
Через полторы недели, в единый день голосования, 13 сентября, в России состоятся региональные выборы, которые практически все без особой доли оригинальности называют не иначе как репетицией выборов в Госдуму 2016 года. И имеют на это право.
55 партий
В воскресенье, 13 сентября, в 21 регионе будут избраны губернаторы, а в 11 субъектах Федерации — законодательные органы власти. Репетицией перед думской кампанией — 2016 называются именно последние. Но если раньше этот эпитет применялся к региональным выборам достаточно условно (мол, интересно в целом посмотреть, у каких политических сил больше или меньше шансов пробиться на Охотный ряд), то теперь расстановка партий на местах скажется самым непосредственным образом и на возможности побороться за места в Госдуме.
Среди новшеств думских выборов будущего года — разрешение для ряда партий не собирать подписи для попадания в бюллетени. Это касается парламентских партий (которые прошли в Думу на последних выборах), набравших на последних выборах 3 % голосов или имеющих представительство минимум в одном региональном парламенте. Именно последнее обстоятельство может существенно расширить круг кандидатов. Именно поэтому борьба будет вестись за каждое кресло, будь оно в Магадане или Челябинске.
Предвыборная статистика по России уже впечатляет. На выборах глав регионов прошли регистрацию 98 кандидатов от 16 партий; за места в региональных парламентах сразятся кандидаты от 19 партий. Всего в выборах примут участие 55 партий из 75, имеющих право выдвигать кандидатов, и это не считая самовыдвиженцев.
Скандалы вроде отстранения и последующего восстановления на выборах в заксобрание Костромской области партии «Парнас» и возвращения в предвыборную гонку за пост губернатора Омской области кандидата от КПРФ Олега Денисенко лишь подтверждают важность предстоящих выборов.
Пул четырнадцати
Несмотря на все вышесказанное, мало кто из экспертов ожидает, что расстановка сил на политическом олимпе изменится сколь-нибудь существенно. Так, судя по докладу, подготовленному в преддверии выборов-2015 Фондом развития гражданского общества (ФРГО), пул партий, обладающих правом выдвижения списка кандидатов на выборах 2016 года без сбора подписей, уже сформировался и по итогам выборов 2015 года вряд ли увеличится.
Иными словами, кто имеет желание (и, естественно, возможности в виде сильных кандидатов или успешной работы с избирателями) закрепиться в Думе, тот давно уже это сделал. К КПРФ, «Единой России», «Справедливой России» и ЛДПР, представленных в Госдуме этого созыва, присоединяется набравшее более 3 % голосов «Яблоко», а также те, кто провел по своим спискам региональных депутатов: «Патриоты России», «Правое дело», «Гражданская платформа», «Родина», «Российская партия пенсионеров за справедливость», «Коммунисты России», РПР-ПАРНАС, «Зеленые» и «Гражданская сила». По мнению экспертов фонда, к этим 14 партиям вряд ли кто-то сможет присоединиться. Остальные либо не проявляют предвыборной активности, либо имеют крайне низкие шансы на попадание в парламенты.
Чьих интересов будете?
Интересно еще одно наблюдение фонда.
«Если мы говорим о серьезном государственном строительстве, то нужны партии, которые представляют интересы больших социальных групп, а не являются технологическими оболочками, спойлерами или какими-то персональными проектами, удовлетворяющими самолюбие», — заявляет глава ФРГО Константин Костин.
Действительно, в России имя им — легион, как будто уже само наличие очередного новообразования в виде политической партии способно привлечь голоса избирателей. Единственное верное объяснение — голоса нужно отвлечь. И в тайном создании/финансировании партий, занимающихся размыванием электората, наши политики обвиняют друг друга регулярно.
Здесь у многих возникает вопрос о том, что есть демократия — допускать к выборам всех подряд, делая избирательные бюллетени длиннющими свитками, или упорно стремиться к системе, близкой к американской и британской, то бишь двух-трехпартийной? А ответа на этот вопрос в условиях России пока нет. В 2007 году Госдуму сделали целиком пропорциональной, то есть убрали оттуда одномандатников, а проходной барьер увеличили до 7 %. Сейчас все вернули назад. Даже если видеть в этом политические интриги, вычислять, когда власти выгодно или невыгодно консолидировать или распылять электорат, то нельзя не заметить, что зримых качественных изменений не происходит. В парламенте — те же партии и те же лица.
Думается, что проблему парламентского представительства (назовем ее так) невозможно решить изменением тех или иных выборных процедур. Как невозможно объяснить нехватку новых лидеров, в том числе и в первую очередь в стане оппозиции — хоть системной, хоть бессистемной, — происками тайных провластных политтехнологов.
Возможно, найти новые перспективные имена помогут именно региональные избирательные кампании, поскольку политическая элита Москвы, извините, переварила себя уже несколько раз подряд. А возможно, будет только хуже, ведь формально одно-единственное место, скажем, в Белгородской областной думе дает малоизвестной партии право сходу замахнуться на федеральные выборы, минуя тяжелый процесс сбора 200 тысяч подписей, причем не более чем по 7 тысяч подписей с одного региона. А за голос избирателя, вообще-то, полагается бороться.
И наконец, действительно о самом главном. Как вы ни привязывайте предстоящие 13 сентября выборы к думским, цель существования региональных заксобраний — не стать для кого-то трамплином в Москву, а решать насущные проблемы избирателей на местах. Ну если это в самом деле волнует кандидатов.
Андрей Савин