СМИ об исследованиях

  |  31 августа, 2015   |   Читать на сайте издания

http://gosrf.ru: Ольга Чернокоз: Тьма партий может привести к полному затмению оппозиции

Менее чем через две недели завершится избирательная кампания-2015, но уже сегодня очевидно, что она не вызвала какого-либо заметного интереса у подавляющего большинства российских граждан. И это при том, что почти в четверти субъектов Российской Федерации сменятся или переизберутся губернаторы, обновятся региональные законодательные собрания и другие представительные органы. Отчего же наши избиратели, а, как известно, наиболее активная их часть – люди старших поколений,  предпочитают проводить эти погожие сентябрьские деньки на дачных и приусадебных участках за сбором урожая картошки, а не рвутся на избирательные участки, чтобы отдать свои голоса за «народных избранников»? Думаю, здесь ни для кого нет секрета – причина в абсолютной предсказуемости результатов нынешних, как, впрочем, и предыдущих, выборов. 
Избирательная кампания показала, что требования Кремля обеспечить прозрачность, конкурентность и легитимность выборов во многих регионах игнорируются или используются в качестве дымовой завесы, за которой творятся отнюдь неблаговидные дела. Основным игроком по-прежнему остается административный ресурс.
 
Многие малые политические партии, расплодившиеся после указа Дмитрия Медведева 2012 года в его недолгую бытность президентом и породившие иллюзию конкуренции на российском политическом ландшафте, оказались за бортом региональных выборов. Надежды на обновление представительных органов, связанные с квотами для депутатов-одномандатников, также оказались несостоятельными, поскольку самовыдвиженцы встречают на предвыборной дистанции такие барьеры, преодолеть которые они не в силах. Очень многие попросту не сумели набрать необходимого количества подписей избирателей, требуемого для регистрации их кандидатами в депутаты.
Иными словами, сколь либо внятной и действенной оппозиции, способной конкурировать на выборах с единороссами и другими уже забронзовевшими парламентскими партиями, в стране нет. Я не беру в расчет тех радикалов-либералов, которые призывают выходить на улицы и которые подкармливаются Западом, за что их кое-кто уже называет «наймитами» и «врагами народа». Я имею в виду оппозицию, которая есть в любом цивилизованном обществе и которая способна вести конструктивный диалог с властью и оказывать влияние на принимаемые ею решения. Вот такой политической силы у нас нет, оттого наши выборы, региональные ли, федеральные ли – вплоть до думских и президентских, оказываются столь «беззубыми» и не интересными для избирателей.
И дело здесь, на мой взгляд, не только в «руке Кремля», административном ресурсе, который «давит» любые проявления гражданской активности. Беда в том, что значительная часть наших наиболее активных и думающих сограждан «рассыпалась» по множеству новых партий, появившихся в последние годы на российском политическом ландшафте. Таких политических образований у нас уже насчитывается 75. Что это за партии? Значительная часть из них откровенные спойлеры, то есть те, кто создан с целью раздробления единомышленников, их задача задурить избирателей и оттянуть на себя часть голосов от действительно значимых партий. Особенно от этого страдают КПРФ и «Справедливая Россия». Другие же малые партии созданы богатыми и амбициозными людьми с единственной целью – чтобы на их визитках значилось, что он лидер такой-то или иной партии. Мало того, такие организации становятся предметом циничных торгов – знакомый предприниматель недавно рассказал, что ему предложили купить некую партию за несколько миллионов долларов.
 
Поэтому неудивительно, когда прокремлевский Фонд развития гражданского общества проводит исследование и констатирует, что 36 – почти половина – из зарегистрированных партий вообще не принимали никакого участия в нынешней избирательной кампании. И уже раздаются призывы штрафовать такие политобразования за бездействие или преобразовывать их в общественные организации. Еще вариант – слияние и поглощение малых партий более мощными и крупными. Что, впрочем, как показывает опыт, весьма проблематично, поскольку политдеятели в большинстве своем весьма амбициозны и не хотят быть на вторых ролях.
 
Тем не менее, с этим надо что-то делать. Иначе эта тьма бездействующих партий, образовавшаяся на российском политическом поле, полностью затмит любую оппозицию,  как радикальную, так и конструктивную. Но это путь, который ведет в никуда. Тогда можно будет поставить жирный крест на всех наших намерениях построить гражданское общество.