СМИ об исследованиях

  |  30 августа, 2015   |   Читать на сайте издания

http://www.politcom.ru: ОМСКИЙ СИГНАЛ

28 августа Верховный суд рассмотрел жалобу выдвиженца от КПРФ Олега Денисенко на решение Омского областного суда об отказе в регистрации на губернаторских выборах. Суд восстановил Денисенко и обязал зарегистрировать его как кандидата. Это был единственный случай в ходе нынешних губернаторских избирательных кампаний, когда кандидата-коммуниста пытались не допустить к участию в выборах.
 
На губернаторских выборах конкурентный сценарий возможен только в двух регионах из 21, - таков вывод доклада экспертов близкого к Кремлю Фонда развития гражданского общества. В Иркутской области, где с действующим главой региона Сергеем Ерошенко борется коммунист Сергей Левченко, и в Омской области, где стояла под вопросом регистрация кандидата от КПРФ Олега Денисенко. Именно поэтому вопрос об участии в выборах Денисенко был столь важен.
 
Олег Денисенко – депутат Госдумы двух последних созывов, заместитель председателя комитета по безопасности и противодействию коррупции. Полковник запаса ФСБ, был заместителем начальника боевого отдела управления «Альфа» Центра специального назначения ФСБ. Участвовал в проведении контртеррористических операций в «Норд-Осте» и Беслане. В феврале 2009 года попал в «первую сотню» резерва управленческих кадров, находящихся под патронажем президента России Дмитрия Медведева. Уже тогда ряд СМИ рассматривали возможность того, что кандидатура Денисенко может быть предложена на пост губернатора Омской области, но этого не произошло. Но, в любом случае, речь идет хотя и о депутате от парламентской оппозиции, но о политике, лояльном Кремлю. Есть у него связи и в региональной элите – противники Денисенко утверждают, что кампанию коммуниста поддерживает крупный бизнесмен Сергей Морев.
 
Интрига с недопуском Денисенко к выборам началась, когда в конце июля рабочая группа избиркома Омской области, проверявшая подписи муниципальных депутатов в поддержку выдвижения коммуниста, обнаружила среди 243 подписей, необходимых для прохождения «муниципального фильтра» в Омской области, одну «двойную» подпись. «Фатальной» стала подпись коммунистки из Крутинского района, депутата Нины Лушовой. Лушова подписалась и за Денисенко, и за Назарова, но позже сказала, что поставить подпись за Назарова ее принудили. Взамен Лушовой оплатили путевку в Крым. Оттуда же она давала показания по видеосвязи в Омском областном суде, когда Денисенко пытался через суд восстановиться на выборах.
 
На «Карте нарушений» движения «Голос» размещены объяснения «сосланной» в Крым депутата Лушовой, как из нее выбили подпись за Назарова: «В первый раз председатель Крутинского райсовета Афанасьев Василий Петрович приехал ко мне домой с просьбами и уговорами подписать лист поддержки Назарова Виктора Ивановича. Он меня долго уговаривал, но я ему категорически отказывала. Затем В.П. Афанасьев прямо сказал мне, что если все без исключения районные депутаты не подпишутся за Назарова, то у Крутинского муниципального района будут проблемы с финансированием. И виноватая в финансовых проблемах всего района буду я одна... 28.07.2015 ко мне на дачу снова приехал Афанасьев Василий Петрович и в ультимативной форме предложил срочно выехать на отдых в Республику Крым; за чей именно счет, он не сообщил, но в разговоре сказал мне, что я должна буду иметь деньги только лишь на текущие нужды, перелет, проживание и питание мне будут отплачены».
 
После того, как Омский областной суд отказал Денисенко, тот обратился в Верховный суд, заявив, что путевку Лушовой турагентстве оплатил наличными деньгами главный специалист управления внутренней политики Омской области Эдуард Блажчук, который также прибыл в аэропорт, «чтобы удостовериться, что Лушова улетела». Кроме того, возникла и техническая проблема - при нотариальном оформлении за Назарова были допущены ошибки: уполномоченный представитель оплатил госпошлину не в срок.
 
Восстановление Денисенко в качестве кандидата может позволить повысить легитимность выборов и дать сигнал региональным элитам, что коммунистов следует регистрировать. Примечательно, что на встрече с экспертами в августе первый замруководителя администрации президента Вячеслав Володин говорил, что участие Денисенко в выборах желательно для обеспечения конкурентности выборов, и упоминал неких кандидатов от власти, которые боятся своих конкурентов от парламентских партий, несмотря на то что имеют больший рейтинг. Таким образом, речь идет о позиции Кремля, которая отличается от точки зрения части региональных элит. Если губернаторы заинтересованы в проведении избирательных кампаний без всяких проблем, то Кремль не хотел бы скандальных выборов и проявляет заинтересованность в кооптации во власть перспективных политиков из парламентских партий.
 
До конца избирательной кампании остается две недели, и Денисенко будет непросто наверстать упущенное время - в то же время попытка снять его с выборов повысила известность депутата. Решение Верховного суда должно стать одним из сигналов, которые федеральный центр направляет губернаторам – о недопустимости злоупотребления административными мерами (в этот же ряд можно поставить и ситуацию в Самарской области, где в списке «Единой России» были восстановлены победители праймериз, не устраивавшие губернатора). Можно отметить и заявление секретаря генсовета «Единой России» Сергея Неверова, выразившего недовольство тем, что «партия власти» слишком часто получает первые места в избирательных бюллетенях («единороссы» по итогам региональных жеребьевок заняли первую строчку в 5 субъектах Федерации из 11, где 13 сентября пройдут выборы в заксобрания). В то же время восстановление Денисенко не решает общую проблему – из-за муниципального фильтра партии парламентской оппозиции вынуждены обращаться за помощью в сборе подписей к действующим губернаторам, после чего обычно уже не могут вести с ними серьезную борьбу. Ситуация с Денисенко отличалась как раз тем, что он, будучи уверен в своих силах, отказался от «помощи» своих оппонентов. Кроме того, муниципальный фильтр предусматривает необходимость получения депутатских подписей в трех четвертях районов данного субъекта Федерации. Таким образом, губернаторы могут контролировать отдаленные и финансово слабые районы - то есть получать там подписи всех депутатов за себя или лояльных себе кандидатов (в Омской области произошел сбой только в одном таком районе).

Светлана Самойлова