СМИ об исследованиях

  |  25 августа, 2015   |   Читать на сайте издания

http://www.rukavkaz.ru: ФоРГО: Региональные выборы – 2015: тенденции и прогнозы результатов

Сегодня Фонд развития гражданского общества презентовал очередной продукт - Доклад "Накануне федерального избирательного цикла. Региональные выборы – 2015: характер кампаний, тенденции и прогнозы результатов". Основные тезисы доклада мы попросили прокомментировать руководителя филиала ФоРГО в г. Ставрополь Геннадия Косова

Эксперты ФоРГО считают, что в текущем году была практически завершена смена поколений в губернаторском корпусе. Федеральный центр в течение нескольких лет проводил плавную ротацию глав регионов, заменяя заслуженных, но явно уставших руководителей на хорошо зарекомендовавших себя и заработавших авторитет управленцев и политиков. Тех, кто реально в наступающем избирательном цикле могут конвертироваться в электоральный рейтинг. По сути, своего поста лишился каждый четвертый губернатор. Отметим, что происходило это не столько на самих выборах, сколько во время подготовки к ним.
 
Эксперты фонда в докладе доказывают, что в современной России можно говорить и об открытости электоральных процедур, и о легитимных результатах выборов. Так, в единый день голосования 13 сентября 2015 года в 21 субъекте Федерации будут избраны высшие должностные лица, в 11 – законодательные органы власти. На выборах высшего должностного лица 24 партии выдвинули 128 кандидатов, 98 из них, представляющие 16 партий, преодолели муниципальный фильтр и прошли регистрацию. На выборах законодательных органов власти 32 партии совокупно выдвинули 141 список кандидатов, 87 из них, выдвинутые 19 партиями, зарегистрированы. А вообще в выборах примут участие 55 партий из 75, имеющих право выдвигать кандидатов, а также самовыдвиженцы.
 
Эксперты Фонда развития гражданского общества считают, что пул партий, обладающих правом выдвижения списка кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы в 2016 г. без сбора подписей, сформировался в ходе региональных выборов в 2011-2014 гг., по итогам выборов 2015 года вряд ли увеличится. Подобный вывод эксперты сделали на основании того, что содержательная активность в текущей избирательной кампании проявляется в большей степени теми партиями, которые уже имеют «федеральную лицензию»: ЕР, КПРФ, ЛДПР, СР (парламентские партии), «ЯБЛОКО» (получило на думских выборах 2011 г. больше трех процентов голосов), «Гражданская Платформа», «Гражданская Сила» «Коммунисты России», «Зеленые», «Патриоты России», «ПРАВОЕ ДЕЛО», РПР-ПАРНАС, «РОДИНА» и «Российская партия пенсионеров за справедливость» (провели депутатов в региональные парламенты по своим спискам). В ряде регионов, в том числе и в СКФО, зарегистрированы списки партий, не имеющих «федеральной лицензии», в том числе КПСС, «ПАРТИИ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ» и др. Представляется, что вероятность преодоления барьера и вхождение в число «лицензиатов» крайне невелика.
 
Эксперты фонда предположили, что "только эти 14 партий, получивших по результатам избирательных кампаний 2012-2014 гг. право выдвижения на выборах в Государственную Думу списка кандидатов без сбора подписей, и станут основными участниками думской кампании 2016 года".
 
Оценивая активность партий глава ФоРГО Константин Костин заявил, что "если мы говорим о серьезном государственном строительстве, то нужны партии, которые представляют интересы больших социальных групп, а не являются технологическими оболочками, спойлерами или какими-то персональными проектами, удовлетворяющими самолюбие». Более того, избыточный выбор «демотивирует потребителя», а партии, которые себя никак не проявляют, созданы кем-то впрок, не решают задачу политического представительства. Как один из шагов партийного строительство могут быть санкции в отношении «спящих» партий. При этом, считает К.Костиин, "система должна быть открыта для новых участников". С ним солидарен председатель экспертного совета ФоРГО Леонид Давыдов. Он отметил, что «большого числа партий не нужно не только россиянам, но и избирателям других стран... большое количество партий - это не показатель демократии. Показатель демократии - это партии, представляющие ярко выраженные интересы указанной группы».
 
Необходимо обратить внимание на то, что большинство партий, обладающих «федеральной лицензией», содержательно активных и в той или иной степени успешных, разделяют «Крымский консенсус». То есть, оппонируя власти по многим вопросам и критикуя друг друга, они сходятся в поддержке курса Президента Владимира Путина.
 
13 сентября 2015 года в единый день голосования на Северном Кавказе пройдут 814 избирательных кампаний. Привлекает экспертов не только количество мандатов на муниципальных и региональных выборах, но и то, что они будет своеобразной репетицией выборов 2016 года в Государственную Думу России. Кроме этого в 2016-2017 годах намечаются выборы в республиканские Законодательные собрания и губернаторов.
 
В Ставропольском крае имели право участвовать в муниципальных выборах 65 региональных отделений партий. Но реально приняли участие в политической жизни Ставрополья единицы: «Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР и КПРФ, «Родина», «Патриоты России», «Яблоко», «Коммунистическая партия социальной справедливости» (КПСС). В КЧР наблюдается похожая картина: в итоге мы видим присутствие региональных отделений таких политических партий как «Единая Россия» (38% от всех выдвинутых кандидатов), КПРФ (16 %), «Патриоты России» (1%), «Справедливая Россия» (1 %), ЛДПР (1 %), а также самовыдвиженцы (43 %).
 
В Ингушетии из 44 зарегистрированных в республике отделений политических партий кандидатов выдвинули 9: помимо парламентских партий это «Патриоты России», «Защитники Отечества», «Демократическо-правовая Россия», «Партия народного управления», «Народная партия за женщин России».
 
Рекорд партийной активности зафиксирован в Дагестане, где по мимо парламентских партий проявили активность 13 непарламентских. Помимо традиционно активных «Родина» и «Патриотов России» себя засветили «Правое дело», «Партия ветеранов России», «Трудовая партия России», «Города России», «Объединенная аграрно-промышленная партия России», «Партия свободных граждан», «Союз труда», «Российская партия пенсионеров за справедливость», «Партия возрождения села», «РОТ-Фронт», «Молодая Россия».
 
Считаем, что для непарламентских партий выборы в сентябре 2015 года – реальная возможность добиться узнаваемости у избирателей в округе. Но они этой возможностью практически не воспользовались.
 
Геннадий Косов - доктор политических наук, профессор, руководитель филиала Фонда развития гражданского общества в г. Ставрополь