Власть — патриотам
Согласно докладу ФоРГО наиболее активными участниками выборов признаны партии с патриотическими программами.
Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) опубликовал доклад «Накануне федерального избирательного цикла. Региональные выборы — 2015: характер кампаний, тенденции и прогнозы результатов». Согласно исследованию из 75 зарегистрированных партий, обладающих правом выдвигать кандидатов на выборах, лишь 55 приняли участие в текущей избирательной кампании, и только 39 из них вошли в индекс эффективности ФоРГО. Стоит отметить, что наиболее активными участниками выборов стали партии, поддержавшие внешнеполитический курс Владимира Путина и воссоединение с Крымом. Оппонируя власти по многим вопросам и критикуя друг друга, партии сходятся в поддержке проводимой президентом политики.
Главный фактор, оказывающий влияние на избирательные кампании этого года, — приближающийся федеральный избирательный цикл. Таким образом, выборы-2015 — репетиция выборов в Государственную думу в 2016 году. Усиление позиций патриотических партий, по мнению самих участников избирательного процесса и экспертов, отвечает геополитическим реалиям сегодняшнего времени и отражает настроения в обществе. Время патриотов пришло, властные функции должны перейти к людям, защищающим национальные интересы России.
По данным ФоРГО, 13 сентября 2015 года, в Единый день голосования, состоятся выборы различного уровня в 83 субъектах Российской Федерации. Всего назначено проведение около 11 тысяч выборов, по результатам которых будет замещено более 92 тысяч мандатов. В 21 субъекте Федерации будут избраны высшие должностные лица. На эти должности 24 партии выдвинули 128 кандидатов, 98 из них, представляющих 16 партий, преодолели муниципальный фильтр и прошли регистрацию.
Первая группа индекса ФоРГО — «очень высокая активность» выдвижения и регистрации кандидатов. В ней четыре парламентские партии. Первое и второе места у «Единой России» и ЛДПР, набравших по 82 балла, третье у КПРФ с 80 баллами. На четвертом «Справедливая Россия» — у нее 74 балла. В группу «высокой активности» входят восемь непарламентских партий, у которых от 10 баллов и более, — это те, у кого зарегистрирован как минимум один кандидат в губернаторы и одновременно как минимум два списка на выборах в заксобрания.
Здесь лидирует партия «Патриоты России», набравшая 42,5 балла. «Патриоты России» выдвинули кандидатов на губернаторских выборах в восьми субъектах (в пяти прошли регистрацию) и списки на парламентских выборах во всех одиннадцати регионах (зарегистрированы в девяти). Второе место у партии «Родина» (28,5 балла), которая выдвинула кандидатов в губернаторы в семи субъектах (зарегистрированы в двух) и списки в десяти регионах (прошли регистрацию в пяти). На третьем месте «Коммунисты России» — 27,5 балла. У них пять кандидатов в губернаторы (зарегистрированы два) и одиннадцать списков (зарегистрированы пять).
Представители партий, получивших очень высокий индекс, замечают, что почувствовали рост поддержки электората. Несмотря на различные проблемы, все они настроены на хорошие результаты на региональных выборах в 2015 году и выборах в Государственную думу в 2016 году.
Рост поддержки
Депутат Государственной думы от ЛДПР, лидирующей по индексу активности ФоРГО, Роман Худяков констатирует, что у его партии есть жестко устоявшийся электорат и с каждым годом он увеличивается, особенно в последнее время. Яркий пример — Тамбовская и Калужская области, где даже на всех губернаторских выборах ЛДПР рассчитывает на победу.
«Наиболее наглядный пример — Тамбовская область, где я выдвинулся кандидатом в губернаторы от партии. Шансы ЛДПР очень велики и на этих выборах, и на выборах в Государственную думу. Мы рассчитываем везде занимать второе место, уступая лишь партии власти», — прогнозирует Худяков.
Парламентарий соглашается, что и в обществе, и в политике сейчас появился запрос на национально ориентированные программы. По его замечанию, все те заявления, который делал еще несколько лет назад лидер ЛДПР Владимир Жириновский, воплощаются в жизнь, поэтому программа партии представляет особый интерес для избирателей.
«Что касается отличия нас от других партий с патриотическими программами, скажу, что мы единственная политическая партия, которая из народа и работает на народ, поэтому наш электорат только увеличивается. Избиратель обладает доступностью к депутату, он всегда может напрямую позвонить, и мы окажем ему конкретные содействие и помощь. И народ это видит, голосует за нас и вступает в наши ряды», — уверен Худяков.
Максим Сурайкин, председатель партии «Коммунисты России» (третье место в группе партий с высокой активностью), соглашаясь, что его партия относится к тем, кто поддержал воссоединение Крыма с Россией и поддерживает президента на этом направлении, добавляет, что у «Коммунистов России» есть и серьезная критика в отношении внутренней политики, особенно в области экономики.
«Безусловно, мы ощущаем общий патриотический настрой населения, и у партий, имеющих патриотические позиции, есть неплохие шансы на успех. Но, к сожалению, особенностью этих выборов стал тот факт, что ряд региональных властей посчитали, что закон им не писан и они могут на местах решать, как хотят, в связи с этим огромное количество партий получили отказы в регистрации. Тем не менее, нам удалось в значительном количестве регионов зарегистрироваться, мы ведем активную избирательную кампанию, боремся за победу на этих региональных выборах», — рассказывает Максим Сурайкин.
Говоря о тех требованиях, которым должны отвечать патриотические партии, председатель «Коммунистов России» считает, что главное — это оправдать доверие избирателей, так как программу можно написать любую. Что касается его партии, Сурайкин говорит о том, что у «Коммунистов» есть хорошая опора на широкий слой людей труда, интересы которых они всегда защищали. Поэтому партия рассчитывает на поддержку людей, традиционно голосовавших за коммунистов.
«Проблемы в экономике, ситуация с падением рубля и цен на нефть и многое другое показывают, что россиянам надо консолидироваться вокруг тех людей, которые прежде всего будут отстаивать национальные интересы страны. В противном случае мы можем получить украинский вариант в российском государстве. Поэтому я считаю, что большие шансы на выборах у тех людей, которые будут отстаивать именно интересы России, и, скорее всего, избиратели поддержат эти партии. Мы надеемся набрать примерно 7–8 процентов на следующих выборах в Государственную думу», — предполагает Максим Сурайкин.
От сельского совета до Госдумы
В свою очередь, Надежда Корнеева, заместитель председателя партии «Патриоты России», ставшей лидером рейтинга ФоРГО среди непарламентских партий, отмечает, что, хотя шансы партии действительно увеличились, ей предстоит очень трудная и сложная работа. Дело в том, что стартовые позиции с парламентскими партиями не равны: парламентские партии имеют серьезное государственное финансирование и возможность работы с избирателями в период между выборами. Тем не менее «Патриотам России» удалось преодолеть этап сбора подписей, и в двух-трех регионах, по оценкам Корнеевой, у кандидатов от партии есть реальные шансы пройти на выборах. Что касается выборов в Государственную думу 2016 году, куда «Патриоты России» уже дважды пытались избраться, здесь предстоит титаническая работа, чтобы реализовать шансы, которые сейчас появились.
«Мы самостоятельная партия, хотя и входим в Общероссийский Народный Фронт. В отличие от тех же "Единой России" и "Родины", которые пытаются бравировать именно образом президента, ничего подобного себе не позволяем. У нас свой лидер Геннадий Семигин, и мы имеем свою позицию по многим вопросам. Да, мы поддержали Владимира Путина, вступили в ОНФ, мы поддерживаем присоединение Крыма, но людям в регионах нужно нечто большее в этом плане», — подчеркивает политик.
Надежда Корнеева поясняет, что под этим имеют в виду «Патриоты России»: у партии есть программа, которая обосновывает необходимость усиленного развития экономики, необходимость серьезного импортозамещения «не на словах, а на деле», развитие новых высокотехнологичных производств, необходимость национального прорыва.
«Наш лозунг — "Патриотов во власть!". Я абсолютно согласна с тем, что с учетом геополитической обстановки в мире и происходящего в самой России к власти в регионах и в Государственную думу должно прийти абсолютное большинство истинных патриотов. Именно тех, кто будет отстаивать государственные, народные интересы, а не только интересы своего бизнеса, чем страдают регионы. Патриоты должны быть во власти, начиная от сельского совета и заканчивая Государственной думой», — убеждена Надежда Корнеева.
Крымский консенсус
Председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин в комментарии «Русской планете» согласился с тем, что у патриотических партий, безусловно, больше возможностей и на текущих региональных выборах, и на предстоящих выборах в Государственную думу в 2016 году. Их электоральные базы потенциально намного шире, чем у партий, не разделяющих общенациональный консенсус по крымскому вопросу и поддержке Владимира Путина.
«У нас достаточно много партий, которые можно назвать патриотическими, но если посмотреть на их идеологию, это достаточно разные партии. Среди них есть и либералы, и консерваторы, и левые. Поэтому определяющим будет их политический статус по результатам работы за прошедшие несколько лет, — говорит Константин Костин. — Во-первых, это наличие парламентской льготы, то есть возможность выдвинуть свой список без сбора подписей и таким образом гарантированно оказаться в предвыборной кампании. Второе — это присутствие в рядах известных и популярных политиков, причем желательно тех, которые получили ту или иную легитимность на региональных или муниципальных выборах».
Эксперт уточняет, что, кроме известных и популярных политиков в своих рядах, партиям важно иметь «скамейку запасных» — сторонников, которые готовы идти на выборы. Дело в том, что для достижения максимального результата нужно вести кампании не только в поддержку собственного списка кандидатов, но и в одномандатных округах. Третьим фактором, по словам Костина, является способность привлечь внимание избирателей и четко себя позиционировать на патриотическом фланге, который неоднороден. Чтобы перевести внимание избирателей в электоральный результат, нужно очень четкое обращение к электоральным группам, причем к достаточно большим, так как на выборах значение имеют именно цифры.
«Есть еще один фактор — это встроенность партий в большие политические конструкции, которые могут увеличить шансы поддержки своих кандидатов. Например, "Родина" и "Патриоты России" встроены в Общероссийский Народный Фронт. И определенно взаимодействие с ОНФ, идущее на уровне одномандатных округов, может существенно повысить шансы кандидатов от этих партий», — отмечает Константин Костин.
Оценки Фонда развития гражданского общества, ожидания самих депутатов и представителей парламентских и непарламентских партий, оценки экспертов, настроения в российском обществе и, наконец, высокий рейтинг поддержки Владимира Путина — все это говорит о том, что в следующей Государственной думе в 2016 году большинство мест могут занять партии с патриотическими программами. Крымский консенсус смог примирить политиков с различными взглядами, что будет способствовать эффективности нижней палаты парламента. Подобный поворот событий повысит и доверие общества к власти. Очевидно, что все меньше людей хотят видеть в Государственной думе потенциальных изменников Родины: скорее, наоборот. Единый день голосования 13 сентября, до которого осталось три недели, покажет текущий расклад патриотических сил и даст прогноз на будущее.
* партии, обладающие правом участвовать в выборах депутатов Государственной думы без сбора подписей.
Источник: Доклад ФоРГО «Накануне федерального избирательного цикла. Региональные выборы — 2015: характер кампаний, тенденции и прогнозы результатов»
Дарья Андреева