СМИ об исследованиях

  |  23 августа, 2015   |   Читать на сайте издания

http://www.newdaynews.ru/moskow: Российскую политическую систему ждет новая оптимизация

Эксперты ФоРГО назвали пул основных участников на будущих выборах в Госдуму.

Москва, Август 24 (Новый День, Алла Неверова) – Пул из 14 партий, которые имеют «федеральную лицензию» на участие в выборах нового состава Госдумы в 2016 году, то есть могут выдвигать списки кандидатов без сбора подписей, по итогам нынешних региональных выборов вряд ли увеличится. К такому выводу пришли эксперты Фонда развития гражданского общества.
 
В опубликованном сегодня докладе «Накануне федерального избирательного цикла. Региональные выборы-2015: характер кампаний, тенденции и прогнозы результатов» также отмечается, что российскую партийную систему наверняка ждет оптимизация.
 
В сентябре 2016 года будет избираться новый состав Государственной Думы. Причем половину депутатов предстоит выбрать в одномандатных округах. По мнению авторов доклада, в таких условиях все партии, как парламентские, так и непарламентские объективно обязаны выступить в нынешних региональных кампаниях максимально эффективно. Они должны были выбрать, где им необходимо принять активное участие, где вполне достаточно «зафиксировать присутствие» и где желательно «пропустить ход», заключив выгодные коалиционные соглашения (например, о должности сенатора для заслуженного партийца, освобождающего место в Государственной Думе молодым коллегам). В связи с этим в ряде регионов перспективные политики, представляющие сильные партии, не приняли участие в выборах губернаторов.
 
Партийный пул
 
Пока, как отметили эксперты, содержательную активность проявляют преимущественно те партии, которые уже имеют «федеральную лицензию». Всего их 14: ЕР, КПРФ, ЛДПР, СР (парламентские партии), «ЯБЛОКО», «Гражданская Платформа», «Гражданская Сила» «Коммунисты России», «Зеленые», «Патриоты России», «ПРАВОЕ ДЕЛО», РПР-ПАРНАС, «РОДИНА» и «Российская партия пенсионеров за справедливость». В этом году списки успешно выдвинули все обладатели «федеральной лицензии», кроме «Гражданской Силы». Последняя вообще нигде не участвует.
 
В ряде регионов зарегистрированы списки партий, не имеющих «федеральной лицензии», в том числе КПСС, «Партия за справедливость» и др. Согласно исследованию, вероятность, что какая-то из них сможет преодолеть барьер и стать «лицензиатом» невелика.
 
«Соответственно, только эти 14 партий, получивших по результатам избирательных кампаний 2012-2014 гг. право выдвижения на выборах в Государственную Думу списка кандидатов без сбора подписей, и станут основными участниками думской кампании 2016 года», – отметили авторы доклада.
 
Кроме того, особое внимание они обратили на то, что «большинство партий, обладающих «федеральной лицензией», содержательно активных и в той или иной степени успешных, разделяют «Крымский консенсус». То есть, оппонируя власти по многим вопросам и критикуя друг друга, они сходятся в поддержке курса президента Владимира Путина».
 
Индекс активности
 
Авторы доклада разделили все партии на четыре группы, в зависимости от уровня активности участия партий в региональных выборах в 2015 году.
 
В группу «очень высокой активности» попали парламентские партии – по баллам они намного обходят любую непарламентскую партию. Это «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ и «Справедливая Россия».
 
По мнению экспертов, «совершенно естественно, что парламентские партии, имеющие давнюю историю, огромный опыт участия в выборах, ресурсы и не отягощенные обязанностью собирать подписи избирателей лидируют с большим отрывом».
 
В группу «высокой активности» авторы исследования включили восемь активных непарламентских партий, у кого зарегистрирован как минимум один кандидат в губернаторы и одновременно как минимум два списка. В нее попали «Патриоты России», «Родина», Коммунисты России», «Яблоко», Российская партия пенсионеров, Гражданская платформа, КПСС и Партия пенсионеров России.
 
Группа «средней активности» объединила 15 умеренно активных непарламентских партий. У них зарегистрированы по одному кандидату в губернаторы и/или одному-два списка. Либо они выдвинули несколько списков (например, у «Партии Возрождения России» их было шесть, ни один не прошел регистрацию).
 
В группу «низкой активности» попали оставшиеся 12 малоактивных партий. Поскольку они выдвинули лишь одного-двух кандидатов в губернаторы и/или один-два списка и нигде не преуспели с регистрацией.
 
Последний шанс
 
Как пояснили в ФоРГО, текущие выборы – последний шанс для непарламентских партий приобрести «федеральную лицензию» – право участвовать в выборах депутатов Государственной Думы, не собирая подписи избирателей. Такой возможностью обладают парламентские партии и «ЯБЛОКО». Любой другой партии для получения «федеральной лицензии» необходимо провести по своему списку в любой региональный парламент хотя бы одного депутата. За минувшие годы это удалось девяти партиям – «Гражданской Платформе», «Гражданской Силе», «Зеленым», «Коммунистам России», «Патриотам России», «Правому делу», РПР-ПАРНАС, «РОДИНЕ» и «Российской партии пенсионеров за справедливость».
 
Соответственно, большинство лидеров Индекса активности, который предлагают авторы доклада, уже имеют «федеральную лицензию» («Гражданская Платформа», «Коммунисты России», «Зеленые», «Патриоты России», «РОДИНА», «Российская партия пенсионеров за справедливость» и «ЯБЛОКО»). Не получили ее лишь КПСС, «Партия за справедливость» и «Партия пенсионеров России». Однако, как отметили эксперты, нет особых оснований ожидать, что эти партии сейчас пройдут в региональные парламенты. То есть количество «лицензиатов» вряд ли увеличится.
 
«Следовательно, только эти 14 партий, уже обладающие «федеральной лицензией», и станут основными участниками думской кампании», отмечается в исследовании.
 
Впрочем, авторы доклада уверены, что «отдельные неперспективные, но «живые» партии уже в ближайшем будущем начнут искать способы присоединиться к более успешным проектам. Технически это сделать несложно – партия может принять решение о своем самороспуске и призвать своих бывших членов вступить в другую партию. Вопрос лишь в том, насколько это будет нужно серьезным партиям».
 
Так или иначе, «вопрос об оптимизации партийной системы все равно встанет. Если не после этих выборов, то после выборов в Государственную Думу. И если его не захотят решать сами партии, то придется подключиться законодателю», – заключили авторы доклада.