ФоРГО представил доклад о региональных выборах
Фонд развития гражданского общества представил доклад «Накануне федерального избирательного цикла. Региональные выборы–2015: характер кампаний, тенденции и прогнозы результатов».
13 сентября 2015 года в единый день голосования состоятся выборы различного уровня в 83 субъектах Российской Федерации. Всего назначено проведение около 11 тыс. выборов, по результатам которых будет замещено более 92 тыс. мандатов. Согласно данным ЦИК России, в выборах принимают участие 55 партий (из 75, имеющих право выдвигать кандидатов), а также самовыдвиженцы.
В 21 субъекте Федерации будут избраны высшие должностные лица (ВДЛ), в 11 — законодательные (представительные) органы власти. На выборах ВДЛ 24 партии выдвинули 128 кандидатов, 98 из них, представляющие 16 партий, преодолели муниципальный фильтр и прошли регистрацию. На выборах законодательных органов власти 32 партии совокупно выдвинули 141 список кандидатов (учтены только те, которые были заверены избиркомами), 87 из них, выдвинутые 19 партиями, зарегистрированы. Эти данные являются значимым показателем, характеризующим открытость электоральных процедур и обеспечивающим легитимность результатов выборов.
Согласно выводам доклада, главная особенность выборов-2015 — приближающийся федеральный избирательный цикл. Это оказывает сильное влияние на кампании всех уровней.
В таких условиях партии, как парламентские, так и непарламентские (желающие стать парламентскими) объективно обязаны выступить максимально эффективно. Какого-то общего, подходящего всем алгоритма нет. «Единая Россия», будучи «партией власти», не может пропустить ни одну кампанию. Другие партии, как парламентские, так и непарламентские в свою очередь должны выбирать, где им необходимо принять активное участие, где вполне достаточно «зафиксировать присутствие» и где желательно «пропустить ход», заключив выгодные коалиционные соглашения (например, о должности сенатора для заслуженного партийца, освобождающего место в Государственной Думе молодым коллегам, должности в органах власти субъекта Федерации и т. д.). В связи с этим в ряде регионов перспективные политики, представляющие сильные партии, не приняли участие в выборах губернаторов.
Кроме того, говорится в докладе, в этом году прямые выборы глав субъектов проводятся уже в четвертый раз. Это дает повод подвести промежуточную черту. В 2012—2014 гг. были избраны главы в 43 регионах. В этом году выберут губернаторов еще 21 субъекта Федерации. Всего получается 64 кампании. При этом «охвачены» выборами 62 региона — в Брянской и Сахалинской областях проходят уже вторые выборы со времени их возобновления.
За эти годы в 70 регионах из 85 руководители либо сменились, либо качественно обновили легитимность на прямых или косвенных выборах. Губернаторский корпус за 2012—2015 гг. подвергся серьезной ротации. Его покинули 23 человека, т. е. более ¼ от общего состава. Одни перешли на новую работу (в том числе в Правительство), другие отправились на заслуженный отдых, третьи лишились президентского доверия и были отрешены. Особый случай — перевод О.Кожемяко из Амурской области на Сахалин.
Как отмечают авторы доклада, в Забайкальском крае (2013 г.), Красноярском крае (2014 г.), Амурской области (2015 г.), Астраханской области (2014 г.), Мурманской области (2014 г.) зарегистрированные оппозиционные кандидаты по разным причинам не смогли или не захотели реализовать конкурентный потенциал. Большинство кампаний целиком проходили или проходят по референдумным сценариям. Конкурентными были выборы в Брянской области (2012 г.), Республике Саха (2014 г.), Республике Алтай (2014 г.). В Рязанской области (2012 г.) конкурентный сценарий переформатировали в референдумный уже после того, как соперник врио губернатора собрал необходимое количество подписей муниципалов в поддержку своего выдвижения. В Москве (2013 г.) на последней стадии кампании явно обозначилась тенденция к переформатированию референдумного сценария в конкурентный, но «запас прочности», наработанный С.Собяниным на старте кампании, позволил ему победить в первом туре. Есть вероятность, что конкурентными в итоге окажутся текущие кампании в Иркутской и Омской областях. Таким образом, почти 11% кампаний 2012–2015 годов по выборам губернаторов носили/носят в той или иной степени конкурентный характер.