СМИ об исследованиях

  |  23 августа, 2015   |   Читать на сайте издания

ФоРГО: выборы 13 сентября вряд ли освободят "новые" партии от сбора подписей в Госдуму

Основная борьба за места в Госдуме нового созыва в 2016 году развернется между 14 партиями, уже обладающими так называемой льготой и освобожденными от сбора подписей избирателей.

 Список "льготников" по итогам региональной кампании этого года вряд ли изменится, считают аналитики Фонда развития гражданского общества (ФоРГО).
Через три недели - в единый день голосования 13 сентября - в 83 регионах России состоятся выборы разного уровня. В 21 регионе изберут губернаторов, в 11 - депутатов законодательных собраний. В общей сложности назначено 10,8 тыс. различных кампаний, основной массив которых приходится на муниципальные выборы.
Ход подготовки к выборам глав регионов и заксобраний, в частности, активность партий на финишной прямой перед выборами в Госдуму, проанализированы в докладе ФоРГО "Накануне федерального избирательного цикла. Региональные выборы-2015: характер кампаний, тенденции и прогнозы результатов", который есть в распоряжении ТАСС.
 
Новых льгот не ожидается
 
По мнению экспертов, пул партий, освобожденных от сбора подписей для выдвижения списка кандидатов на выборах депутатов Госдумы, сформировавшийся в 2011-2014 годах, по итогам нынешних выборов вряд ли увеличится. Во всяком случае, содержательную активность сейчас проявляют преимущественно те партии, которые уже имеют "федеральную лицензию", отмечается в докладе. Всего таких партий 14: "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия", "Яблоко" (получило на думских выборах 2011 года больше 3% голосов), "Гражданская платформа", "Гражданская сила", "Коммунисты России", "Зеленые", "Патриоты России", "Правое дело", "Парнас" (прошлое название - РПР-Парнас), "Родина" и Российская партия пенсионеров за справедливость. Чтобы получить парламентскую "льготу", партиям необходимо провести хотя бы одного депутата по списку в заксобрание хотя бы одного региона.
В этом году, подчеркивается в докладе, списки в региональные парламенты успешно выдвинули все обладатели "федеральной лицензии", кроме "Гражданской силы", которая вообще не участвует в выборах 2015 года.
При этом в ряде регионов зарегистрированы списки партий, не имеющих "льготы", в частности, КПСС (Коммунистическая партия социальной справедливости), Партии за справедливость и других. "Однако, судя по данным социологических исследований в соответствующих регионах и результатам выборов прошлых лет, нет особых оснований ожидать, что эти партии сейчас пройдут в региональные парламенты. То есть количество "лицензиатов" вряд ли увеличится", - указывают политологи.
Следовательно, только 14 партий, которые уже обладают "федеральной лицензией", и станут основными участниками думской кампании в 2016 году, подчеркивается в докладе.
В исследовании отмечается, что большинство этих "содержательно активных и в той или иной степени успешных" партий, разделяют "крымский консенсус", то есть, оппонируя власти по многим вопросам и критикуя друг друга, они сходятся в поддержке курса президента РФ Владимира Путина. Наиболее яркие исключения из этого правила - оппозиционные партии "Яблоко" и "Парнас".
 
Индекс активности
 
В индексе участия партий в региональных выборах этого года, составленном ФоРГО, закономерно лидируют четыре парламентские партии: "Единая Россия", ЛДПР, КПРФ, "Справедливая Россия".
Из непарламентских партий самыми активными являются "Патриоты России, "Родина" и "Коммунисты России". За ним со значительным отставанием следуют "Яблоко", Российская партия пенсионеров за справедливость, "Гражданская платформа" и не имеющие парламентской "льготы" КПСС и Партия пенсионеров России.
Среднюю активность демонстрируют, в частности, Партия за справедливость", "Зеленые", Демократическая партия России, "Парнас", Партия возрождения России, "Города России", Партия национальной безопасности России (ее неформальный лидер - депутат Госдумы Оксана Дмитриева).
Аналитики ФоРГО обращают внимание на то, что "Патриоты России" и "Родина" вместе с "Единой Россией" входят в Общероссийский народный фронт, лидером которого является Путин.
В общей сложности, по данным ЦИК, в выборах разного уровня участвуют 55 партий. В выборах губернаторов и региональных заксобраний - 34 партии.
 
Плавная ротация
 
Прямые выборы глав регионов проводятся в этом году уже в четвертый раз после долгого перерыва, когда губернаторов назначал местный парламент по представлению президента. В 2012-2014 годах были избраны высшие должностные лица в 43 регионах. В этом году выберут губернаторов еще 21 субъекта. Всего получается 64 кампании, при этом охвачены выборами 62 региона, так как в Брянской и Сахалинской областях проходят уже вторые губернаторские выборы со времени их возобновления.
Кроме того, в 2012-2014 годах на косвенных выборах (когда губернатора выбирает парламент) были избраны новые главы Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, а также Крыма и Севастополя. В этому году депутаты изберут новых руководителей Северной Осетии, Ханты-Мансийского и Ямало- Ненецкого автономных округов. "Соответственно, за эти годы в 70 регионах из 85 руководители либо сменились, либо качественно обновили легитимность на прямых или косвенных выборах", - отмечается в докладе.
Эксперты указывают, что губернаторский корпус с 2012 года подвергся серьезной ротации. Его покинули 23 человека - более четверти от общего состава. Одни губернаторы перешли на новую работу, в том числе в правительство, другие отправились на заслуженный отдых, третьи лишились президентского доверия и были отрешены. Особый случай, по мнению политологов, перевод Олега Кожемяко из Амурской области на Сахалин.
"Последняя серия отставок практически завершила смену поколений в губернаторском корпусе, - подчеркивается в анализе ФоРГО. - Федеральный центр старается проводить плавную ротацию, заменяя заслуженных, но явно уставших руководителей".
Так, в выборах не стали участвовать тамбовский губернатор Олег Бетин, пензенский Василий Бочкарев, впервые возглавившие регионы еще в 1990-х годах. При выдвижении сменщиков предпочтение отдается местным кадрам, успевшим хорошо зарекомендовать себя как управленцы и политики, заработавшим авторитет, который может конвертироваться в электоральный рейтинг, уточняют аналитики.
 
Борьба за второе место
 
Референдумными являются выборы, на которых победитель заранее очевиден и избиратели в основном выражают доверие ему или голосуют против него, выбирая любого из его соперников. На конкурентных выборах победитель не очевиден.
"В современных российских условиях, если кандидат уже занимает губернаторский пост или исполняет обязанности главы региона, то это обычно дает ему серьезный "бонус", поскольку он может ссылаться на свои достижения. Тем более существенной является поддержка президента, каковой, например, будет уже сам факт назначения претендента исполняющим обязанности губернатора. При назначении глава государства фактически передает исполняющему обязанности часть своего рейтинга и политического авторитета", - поясняется в докладе.
По мнению экспертов ФоРГО, референдумные выборы - "это выборы не в меньшей степени, чем конкурентные", это борьба за второе место. Занявший его обычно либо приобретает, либо подтверждает статус "политика № 2" в регионе или муниципалитете. В России второе место на губернаторских выборах часто представляет собой серьезную заявку на победу на региональных парламентских выборах во главе партийного списка или на думских выборах во главе территориальной группы списка или в округе, уточняется в материалах фонда.
 
Могут быть сюрпризы
 
Большинство губернаторских кампаний целиком проходили или проходят по референдумным сценариям, пишут эксперты. В этом году они не исключают, что конкурентными в итоге окажутся губернаторские выборы в Иркутской и Омской областях.
Изначально конкурентной была кампания в Омской области, где серьезным противником врио губернатора Виктора Назарова, пошедшему на досрочные выборы, стал Олег Денисенко от КПРФ. Однако в ходе сбора подписей муниципальных депутатов и глав муниципальных образований за Денисенко подписались два депутата, ранее уже отдавшие свои подписи за Назарова. Избирком отказал кандидату от КПРФ в регистрации, он оспорил это решение в суде. Сейчас вопрос рассматривает уже Верховный суд РФ.
"Нельзя исключать, что Денисенко вернется в кампанию, и она вновь станет конкурентной", - подчеркивается в докладе.
В Иркутской области политологи также не исключают переформатирования референдумного сценария в конкурентный. "Первый секретарь обкома КПРФ Сергей Левченко (едва не выигравший губернаторские выборы в 2001 году) успешно наращивает рейтинг. Таким образом, борьба за голоса неопределившихся избирателей на последнем этапе кампании обещает быть интересной", - отмечается в исследовании. При этом авторы уточняют, что врио губернатора Сергей Ерощенко лидирует в гонке, более чем в два раза опережая кандидата от КПРФ.
В общей сложности лишь 11% губернаторских кампаний 2012-2015 годов носят в той или иной степени конкурентный характер, резюмируют специалисты.