http://gorodskoyportal.ru/ekaterinburg: Вы зря простыли на митингах 2011—2012 годов!
Акции протеста зимой 2011-12 годов были неожиданны для власти. На них ответили либерализацией избирательного законодательства, и оказалось, что наличие возможности выбирать не означает обязательную замену власти.
Сегодня прокремлевский Фонд развития гражданского общества презентует оценку идущей избирательной кампании — генеральной репетиции перед Госдумой. Это оценка тем реформам, которых россияне добились на митингах зимой 2011-12, а также прогноз: выйдут ли через год люди на улицы снова. Арифметика экспертов обескураживает: мы, требовавшие прямых выборов губернаторов, спокойно голосуем за кандидатов, которых нам недавно назначали, а из 80 партий стабильно выбираем те же четыре, что работают в Госдуме. На что решились Ямал и Югра, какой федеральный тренд поймали челябинцы и курганцы, что неожиданно изменилось в кадровой политике Кремля и как совсем скоро власть снова будет закручивать гайки — в нашем материале.
В близком к Кремлю ФоРГО проанализировали ход избирательных кампаний 2015 года. 13 сентября в 83 регионах России пройдет 11 тысяч выборов различного уровня. По их результатам будет замещено более 92 тысяч мандатов. В 21 регионе — речь о позициях губернаторов. В 11 субъектах РФ избираются региональные парламенты. ЦИК России сообщает, что в выборах принимают участие 55 из 75 существующих партий. Выводы политологов о качестве соперничества и его последствиях опубликованы в докладе «Накануне федерального избирательного цикла. Региональные выборы-2015: характер кампаний, тенденции и прогнозы результатов».
По сути, эксперты оценивают, как в России реализуется блок законов, либерализовавших политическую систему после массовых протестов конца 2011 — начала 2012 годов.
аже сторонники действующей власти признают, что существующий состав Госдумы не представляет адекватный срез общества. Фото: Антон Белицкий
Напомним, после выборов в Госдуму россияне поставили под сомнение их легитимность, проведя серию массовых акций с требованиями возвращения прямых выборов губернаторов и демонополизации политической системы, которая, как казалось на тот момент, захвачена «Единой Россией». Госдума оперативно вернула губернаторские выборы, а также упростила процедуру регистрации партий. За год до выборов нового парламента — самое время посмотреть, к чему это привело.
Сентябрь 2015-го — четвертый электоральный цикл прямых выборов губернаторов. Учитывая 21 разыгрываемый сейчас мандат, после изменения федерального закона в России прошло 70 губернаторских кампаний из 85 (при этом в Брянской и Сахалинской областях глава региона за этот период меняется второй раз).
В ФоРГО посчитали: своего поста за это время лишился каждый четвертый губернатор. Но происходило это не на самих выборах, а во время подготовки к ним: глав регионов забирали на повышение, переводили в другие территории, отставляли, а новые исполняющие обязанности выдвигались и выигрывали. Только в 11 % случаев прямые выборы губернаторов носили конкурентный характер, в остальных — проходили скорее референдумы о доверии действующему главе. В 2015 году за мандаты губернаторов борются 98 кандидатов из 16 партий, но реально непредсказуемые кампании возможны только в Иркутской и Омской областях.
Однако и там есть оговорки. Соперник врио главы Омской области Виктора Назарова — отставной полковник из «Альфы», дважды избранный в Госдуму от Омской области Олег Денисенко по решению облизбиркома выбыл из борьбы — ему не хватило одной депутатской подписи в поддержку своего выдвижения. В Иркутской области первый секретарь обкома КПРФ Сергей Левченко (едва не выигравший губернаторские выборы в 2001 году) успешно наращивает рейтинг, говорится в докладе ФоРГО, но действующий губернатор имеет электоральную поддержку в два раза выше.
Другой блок либерализации политической сферы — положение партий. В 2012 году их число резко увеличилось, нынешняя избирательная кампания считается генеральной репетицией выборов Госдумы 2016 года.
«Патриоты России» — пятая партия страны по активности участия в выборах 2015 года. Фото: Владимир Жабриков
Именно 13 сентября станет ясно, кто пойдет на выборы следующей осенью. "Какого-то общего, подходящего всем алгоритма нет. «Единая Россия», будучи «партией власти», не может пропустить ни одну кампанию. Другие партии должны выбирать, где им необходимо принять активное участие, где вполне достаточно «зафиксировать присутствие» и где желательно «пропустить ход», заключив выгодные коалиционные соглашения (например, о должности сенатора для заслуженного партийца, освобождающего место в Госдуме молодым коллегам или должности в органах власти региона) ", — отмечают авторы исследования.
Они оценили участие партий в выборах, отмечая тех, кто выдвинул список кандидатов на региональных выборах, а также, кто баллотировал своего представителя в губернаторы. Дополнительные баллы получили партии, чьи кандидаты были зарегистрированы.
Лидерами ожидаемо оказались партии парламентской четверки (они, а также «Яблоко» имеют право участвовать в выборах в Госдуму 2016 года без сбора подписей). От них отстают, но все же имеют неплохие результаты «Патриоты России», «Родина», «Коммунисты России», «Российская партия пенсионеров за справедливость», «Гражданская Платформа», КПСС и «Партия пенсионеров России».
В группу со средней активностью входят еще 15 непарламентских партий. В нее также попали те, кто выдвинул сразу несколько списков, но ни один из них не был зарегистрирован.
Из всех российских партий только «Яблоко» не поддерживает присоединение Крыма к России. Фото: Facebook Грэма Филлипса
Самую низкую активность сегодня демонстрируют 12 партий, выдвинувших лишь одного-двух кандидатов в губернаторы и/или один-два списка. При этом эти политические объединения нигде справились с регистрацией. Среди таковых «Партия Великое Отечество», «Трудовая партия России», «Альянс зеленых и социал-демократов» и другие. Оставшиеся 36 зарегистрированных партий не приняли участие в текущих избирательных кампаниях и вошли в группу «активность отсутствует».
Эксперты акцентируют внимание на том, что практически все партии-лидеры «Индекса» (исключение — «Яблоко») разделяют общенациональный консенсус, сложившийся после присоединения к России Крыма и Севастополя. «То есть, оппонируя власти по многим вопросам и критикуя друг друга, они сходятся в поддержке курса президента Владимира Путина», — уточняют политаналитики.
Важно, что
ни один из экспертов, опрошенных «URA.Ru», не ожидает массовых протестов по итогам кампании 13 сентября. Они говорят о том, что россияне считают проходящие выборы легитимными, а существующую политическую систему достаточно прозрачной.
Президент «Петербургской политики» Михаил Виноградов указывает, что вокруг проходящих выборов «нет мощных ожиданий». « В отдельных муниципалитетах могут возникать коллизии, но целом, думаю, большая часть избирателей еще слабо информирована о самом факте выборов и, как следствие, имеет шансы вообще их не заметить».
Виталий Иванов из ФоРГО говорит, что в целом запрос россиян на честность политической системы удовлетворен и большего числа партий россиянам не нужно.
Фонд ожидает, что после выборов в Госдуму страну ждет оптимизация партийной системы.
Авторы исследования не исключают, что отдельные неперспективные, но «живые» партии уже в ближайшем будущем попытаются присоединиться к более успешным проектам. В противном случае, инициативу об оптимизации возьмут в свои руки законодатели.
«Если мы говорим о серьезном государственном строительстве, то нужны партии, которые представляют интересы больших социальных групп, а не являются технологическими оболочками, спойлерами или какими-то персональными проектами, удовлетворяющими самолюбие», — комментирует выводы экспертов председатель правления ФоРГО Константин Костин. По его словам, избыточный выбор «демотивирует потребителя», а партии, которые себя никак не проявляют, созданы кем-то впрок, не решают задачу политического представительства. Он не исключает, что после думских выборов на повестке может встать вопрос о санкциях в отношении «спящих» партий, тем более, что это практикуется во многих странах. По мнению эксперта, одной из мер может быть автоматическая перерегистрация таких партий в общественные организации.
«Я считаю, что избирательное законодательство должно быть сбалансированным. Должны быть меры, стимулирующие партии, которые активно занимаются политической работой, и должны быть санкции для тех, кто существует только на бумаге. Если люди вдруг раздумали заниматься политикой, бороться за власть или у них не хватает опыта и возможностей, то они должны быть честными и принять решение о самороспуске, в конце концов можно попробовать себя реализовать через какую-либо существующую партию или в качестве общественного деятеля. А если не хотят распускаться, то надо им помочь. Политика — высококонкурентная сфера человеческой деятельности и занятие ей требует подготовки и определенных качеств», — считает Костин.
В то же время по мнению Костина усложнять регистрацию партий не стоит.
«Система должна быть открыта для новых участников, поскольку современное общество очень сложно структурировано и в нем периодически появляются новые социальные группы, которым необходимы политические представители» — считает Костин.
«Ненормальной ситуацией» называет наличие почти 80 партий руководитель департамента региональных исследований ФоРГО Виталий Иванов. Эксперт подчеркивает, что за прошедшие четыре года "чего-то добиться и получить федеральную лицензию удалось лишь 14 партиям. «Они очень разные. Сложно сравнивать „Единую Россию“, КПРФ и каких-нибудь партию „Зеленые“, но тем нем менее это все-таки вполне себе живые политические организации. Все остальное — это просто обладатели лицензий, которые могут и дальше, пока закон позволяет, делать вид, что у них есть партия. Но если вы хотите содержательной политикой заниматься, то надо этот балаган прекращать, искать людей, с кем-то формально объединиться, к кому-то присоседиться. И прекратить смешить людей», — рассуждает собеседник агентства.
Крупные партии лучше, устойчивее и имеют возможность привлекать более профессиональных людей, считает политолог Леонид Давыдов. «Это как предприятие: в крупное предприятие легче набирать профессионалов, больше финансовых потоков, поэтому есть из чего платить. Потом, шансы на успех выше. И потенциальные спонсоры, и сами кадры идут охотнее в большую партию», — проводит параллели политолог. Он считает, что до существенных изменений законодательства в этом вопросе дело вряд ли дойдет, а вот добровольное «укрупнение», по всей видимости, станет новым политическим трендом.
Опросы показывают, что доверие россиян, как к партиям, так и к институту выборов возросло. Россияне, четыре года назад злившиеся на процедуру назначения губернаторов, теперь спокойно голосуют за тех же кандидатов, которых им раньше назначали. Более того, в 2015 году жители Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов без конфликтов приняли изменение процедуры наделения полномочиями своего руководителя: вместо прямых выборов, о которых в том же ХМАО мечтали в 2010-м, округа получили вновь назначаемых губернаторов.
То же и с партиями: добиваясь права на выбор между несколькими десятками названий, россияне продолжают отдавать предпочтение ограниченному составу.
«Большого числа партий не нужно не только россиянам, но и избирателям других стран, — убежден Леонид Давыдов. — Партий вообще не должно быть много: 3-4, может 5 партий. Потому что большое количество партий — это не показатель демократии. Показатель демократии — это партии, представляющие ярко выраженные интересы указанной группы».
В такой ситуации никто не ждет массовых протестов по итогам выборов 2016-го.
«Учитывая, что задачи по обеспечению открытости и легитимности электоральных процедур решаются властью достаточно успешно, я не думаю, что есть какие-то причины, которые могут вызвать заметную протестную деятельность. Результаты выборов будут соответствовать настроениям граждан и их ожиданиям — то есть они получат тех представителей, которых и рассчитывают получить», — считает Костин.
Впрочем, переживать, что протесты 2011-12 годов прошли впустую не стоит. В докладе ФоРГО отдельно указано на качество кадровой политики Кремля относительно губернаторов. Последняя серия отставок практически завершила «смену поколений»: в ходе «плавной» ротации Кремлем заслуженных, но «явно уставших» руководителей сменяют новые лица. Предпочтение отдается местным кадрам, успевшим зарекомендовать себя в качестве авторитетных управленцев и политиков.
Впрочем, есть и иная точка зрения. Сегодня свою оценку проходящей кампании даст Комитет гражданских инициатив, возглавляемый экс-министром финансов Алексеем Кудриным. Соавтор доклада — Александр Кынев, известный своей пессимистической оценкой реализации реформ, которых россияне добивались во время акций протеста. Через год мы сможем узнать, какой из докладов оказался ближе к истине.
Источник: Ура.Ru