СМИ об исследованиях

  |  23 августа, 2015   |   Читать на сайте издания

http://adi19.ru: Выборы-2015: разминка перед новой Думой

В преддверии Единого дня голосования 13 сентября Фонд развития гражданского общества подготовил доклад, в котором проанализировал характер, тенденции и прогнозы региональных выборов.

Они пройдут под знаком предстоящей думской кампании считают эксперты.
 
Полностью познакомится с содержанием доклада можно на сайте ФоРГО http://civilfund.ru/.
 
Особенности электоральной кампании 2015 года
 
13 сентября 2015 года в единый день голосования состоятся выборы различного уровня в 83 субъектах Российской Федерации. Всего назначено проведение около 11 тыс. выборов, по результатам которых будет замещено более 92 тыс. мандатов. Согласно данным ЦИК России, в выборах принимают участие 55 партий (из 75, имеющих право выдвигать кандидатов), а также самовыдвиженцы.
В 21 субъекте Федерации будут избраны высшие должностные лица (ВДЛ), в 11 – законодательные (представительные) органы власти. На выборах ВДЛ 24 партии выдвинули 128 кандидатов, 98 из них, представляющие 16 партий, преодолели муниципальные фильтры и прошли регистрацию. На выборах законодательных органов власти 32 партии совокупно выдвинули 141 список кандидатов (учтены только те, которые были заверены избиркомами), 87 из них, выдвинутые 19 партиями, зарегистрированы. Эти данные являются значимым показателем, характеризующим открытость электоральных процедур и обеспечивающим легитимность результатов выборов.
Главная особенность выборов-2015 – приближающийся федеральный избирательный цикл. Это оказывает сильное влияние на кампании всех уровней.
В сентябре 2016 года будет избран новый состав Государственной Думы. Причем вновь по смешанной системе, то есть половину депутатов предстоит выбрать в одномандатных округах.
В таких условиях партии, как парламентские, так и непарламентские (желающие стать парламентскими) объективно обязаны выступить максимально эффективно.
 
Выборы глав субъектов федерации
 
В этом году прямые выборы глав субъектов проводятся уже в четвертый раз. Это дает повод подвести промежуточную черту. В 2012–2014 гг. были избраны главы в 43 регионах. В этом году выберут губернаторов еще 21 субъекта Федерации. Всего получается 64 кампании. При этом «охвачены» выборами 62 региона – в Брянской и Сахалинской областях проходят уже вторые выборы со времени их возобновления. Соответственно, за эти годы в 70 регионах из 85 руководители либо сменились, либо качественно обновили легитимность на прямых или косвенных выборах.
Губернаторский корпус за 2012–2015 гг. подвергся серьезной ротации. Его покинули 23 человека, т.е. более ¼ от общего состава.
Последняя серия отставок практически завершила смену поколений в губернаторском корпусе. Федеральный центр старается проводить плавную ротацию, заменяя заслуженных, но явно уставших руководителей.
При выдвижении сменщиков предпочтение отдается местным кадрам, успевшим хорошо зарекомендовать себя как управленцы и политики, заработавшим авторитет, который может конвертироваться в электоральный рейтинг.
 
Политические партии в ситуации выбора и выборов
 
Пул партий, обладающих «федеральной лицензией» (правом выдвижения списка кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы без сбора подписей), сформировавшийся в 2011-2014 гг., по итогам нынешних выборов вряд ли увеличится. Во всяком случае, содержательную активность сейчас проявляют преимущественно те партии, которые уже имеют «федеральную лицензию». Напомним, что всего их 14: ЕР, КПРФ, ЛДПР, СР (парламентские партии), «ЯБЛОКО» (получило на думских выборах 2011 г. больше трех процентов голосов), «Гражданская Платформа», «Гражданская Сила» «Коммунисты России», «Зеленые», «Патриоты России», «ПРАВОЕ ДЕЛО», РПР-ПАРНАС, «РОДИНА» и «Российская партия пенсионеров за справедливость» (провели депутатов в региональные парламенты по своим спискам). В этом году списки успешно выдвинули все обладатели «федеральной лицензии», кроме «Гражданской Силы». Последняя вообще нигде не участвует. В ряде регионов зарегистрированы списки партий, не имеющих «федеральной лицензии», в том числе КПСС, «ПАРТИИ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ» и др. Но вероятность, что какая-то из них сможет преодолеть барьер и стать «лицензиатом» невелика.
Соответственно, только эти 14 партий, получивших по результатам избирательных кампаний 2012-2014 гг. право выдвижения на выборах в Государственную Думу списка кандидатов без сбора подписей, и станут основными участниками думской кампании 2016 года.
Спойлеры и пассивные объединения должны уйти из политической жизни после текущего электорального цикла. При этом государству следует ввести меры против тех партий, которые не участвуют в выборах и не получают представительства в органах власти. Такое мнение высказал глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин.
Необходимо обратить внимание на то, что большинство партий, обладающих «федеральной лицензией», содержательно активных и в той или иной степени успешных, разделяют «Крымский консенсус». То есть, оппонируя власти по многим вопросам и критикуя друг друга, они сходятся в поддержке курса Президента Владимира Путина.
 
Как избирают глав регионов в 2015 году
 
В этом году проходят выборы глав в 21 регионе. В 10 из них – плановые. Из сибирских регионов – в Кемеровской области. Досрочные выборы назначены в 11 регионах. В Сибирском федеральном округе это – Иркутская и Омская области. При этом главы этих областей Сергей Ерощенко (Иркутская) и Виктор Назаров (Омская) ушли в отставку досрочно для участия в назначенных выборах. Губернатор Кузбасса Аман Тулеев исполняет обязанности главы региона и выдвинулся на плановых выборах.
Референдумный и конкурентный сценарий выборов. У Амана Тулеева огромный электоральный опыт. Он трижды участвовал в президентских выборах (в 1991, 1996 и 2000 гг.), дважды избирался губернатором (в 1997 и 2001 годах получал свыше 90% голосов). В Татарстане, Краснодарском крае и Кемеровской области референдумные выборы были объективно предопределены. В Татарстане и на Кубани – особенностями местной политической культуры (консенсусной и лидероцентричной), в Кузбассе – авторитетом и высоким рейтингом А.Тулеева.
 
Единственный регион, где выборы начались по конкурентному сценарию – Омская область. Конкуренцию В.Назарову решил составить Олег Денисенко. Отставной полковник из «Альфы», успевший попробовать себя в бизнесе, а с 2007 года занявшийся политикой. Он дважды избирался в Государственную Думу от Омской области по списку КПРФ (принципиально оставаясь беспартийным), с 2013 года его имя периодически упоминалось в числе возможных кандидатов на губернаторских выборах в разных регионах. В итоге партия дала О. Денисенко шанс в ставшей ему почти родной Омской области (О. Денисенко не омич, он выходец с Украины). Хотя вовсе не все местные коммунисты были с этим согласны. На областной конференции из 60 участников за выдвижение О. Денисенко, прозванного «красным денди», проголосовали лишь 37.
 
Заручившись поддержкой некоторых омских олигархов, он наотрез отказался от переговоров с В. Назаровым и ЕР о помощи при сборе подписей. Заявил, что все соберет самостоятельно и почти собрал, ему не хватило одной подписи депутата районного уровня. Точнее один из депутатов, подписавшийся в его поддержку, как затем выяснилось, раньше подписался и за В. Назарова. Врио публично отказался от «задвоенной» подписи, но для Облизбиркома это значения не имело. О.Денисенко выбыл из борьбы.
В настоящее время вопрос о его регистрации рассматривается в Верховном Суде. Нельзя исключать, что О.Денисенко вернется в кампанию, и она вновь станет конкурентной.
 
В Иркутской области не исключается переформатирование референдумного сценария в конкурентный. Первый секретарь обкома КПРФ Сергей Левченко (едва не выигравший губернаторские выборы в 2001 году) успешно наращивает рейтинг. Таким образом, борьба за голоса неопределившихся избирателей на последнем этапе кампании обещает быть интересной. В тоже время ВРИО губернатора С.Ерощенко уверенно лидирует в гонке, более чем в два раза опережая кандидата от КПРФ.
Политические партии: последний шанс перед выборами в Госдуму
 
Текущие выборы – последний шанс для непарламентских партий приобрести «федеральную лицензию» – право участвовать в выборах депутатов Государственной Думы, не собирая подписи избирателей. Им обладают парламентские партии и «ЯБЛОКО». Любой другой партии для получения «федеральной лицензии» необходимо провести по своему списку в любой региональный парламент хотя бы одного депутата. За минувшие годы это удалось девяти партиям – «Гражданской Платформе», «Гражданской Силе», «Зеленым», «Коммунистам России», «Патриотам России», «Правому делу», РПР-ПАРНАС, «РОДИНЕ» и «Российской партии пенсионеров за справедливость».
 
ФоРГО составил индекс участия партий в региональных выборах в 2015 году (с методологией можно ознакомиться на сайте ФоРГО).
 
В группу «очень высокой активности» мы включили парламентские партии – по баллам они намного обходят любую непарламентскую партию. В группу «высокой активности» вошли восемь активных непарламентских партий, набравших от 10 баллов. Это оказались те, у кого зарегистрирован как минимум один кандидат в губернаторы и одновременно как минимум два списка. Исключение составила «Партия пенсионеров России», вообще не выдвинувшая списков. У нее три зарегистрированных кандидата в губернаторы. Группа «средней активности» объединила 15 умеренно активных непарламентских партий, получивших от 2,5 до 9 баллов. Либо у них зарегистрированы по одному кандидату в губернаторы и/или одному-два списка. Либо они выдвинули несколько списков (например, у «Партии Возрождения России» их было шесть, ни один не прошел регистрацию).
 
 В группу «низкой активности» попали оставшиеся 12 малоактивных партий, которым мы насчитали по 1-2 балла. Поскольку они выдвинули лишь одного-двух кандидатов в губернаторы и/или один-два списка и нигде не преуспели с регистрацией.
Совершенно естественно, что парламентские партии, имеющие давнюю историю, огромный опыт участия в выборах, ресурсы и не отягощенные обязанностью собирать подписи избирателей лидируют с большим отрывом. Первое место делят «Единая Россия» и ЛДПР, у каждой по 82 балла,на втором КПРФ с 80 баллами. И, «Справедливая Россия», самая «молодая» из парламентских партий (сформирована в 2006 году), набравшая 74 балла.
 
Что касается непарламентских партий второй группы, то среди них безусловным лидером стали «Патриоты России», набравшие 42,5 балла. Напомним, что эта партия существует уже 10 лет. «Патриоты» выдвинули кандидатов на губернаторских выборах в восьми субъектах РФ (в пяти прошли регистрацию) и списки на парламентских выборах во всех 11 регионах (зарегистрированы в девяти).
Второе место у «РОДИНЫ», получившей 28,5 балла. Сам бренд «РОДИНА» известный,блок с таким названием успешно участвовал в выборах в Государственную Думу в 2003 году. Затем в «РОДИНУ» переименовалась одна из партий, образовавших тот блок. В 2006 году партия влилась в СР,а в 2012-ом группой активистов «старой» «РОДИНЫ» была учреждена новая партия с таким названием. «Родинцы» выдвинули кандидатов в губернаторы в семи субъектах РФ (зарегистрированы в двух) и списки в 10 регионах (прошли регистрацию в пяти).
На третьем месте с небольшим отрывом «Коммунисты России», новый партийный проект, запущенный в 2012 году и активно конкурирующий с КПРФ за «красный» электорат. У них 27,5 балла – выдвинули пять кандидатов в губернаторы (зарегистрированы два) и 11 списков (зарегистрированы пять).
На четвертом месте среди непарламентских партий «ЯБЛОКО», еще одна «старая» партия (18 баллов). Определенно, она не оказалось на столь высоком месте, если бы не освобождение от сбора подписей. На пятом «Российская партия пенсионеров за справедливость», новая партия, отколовшаяся от СР (15 баллов), на шестом – «Гражданская Платформа», также новый партийный проект (12 баллов). Далее следуют другие новые партии: КПСС (10 баллов), «Партия пенсионеров России» (10 баллов), «ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ» (9 баллов), «Зеленые» (8 баллов) и т.д.
 
Оставшиеся 36 зарегистрированных партий, которые не приняли участие в текущих избирательных кампаниях, составляют группу «активность отсутствует».
 
- Избыточность выбора так же плохо для системы, как и его отсутствие, – считает глава ФоРГО Константин Костин. – Безусловно, должны уйти в прошлое политтехнологические проекты, какие-то партии, которые действуют только на региональном уровне, – должны объединиться. Здесь государство должно создавать условия, которые стимулировали бы партии к активному участию в выборах и получению результата.
 
Он также указал, что могут быть выработаны меры, которые бы работали против тех политических сил, которые вообще не участвуют в выборах, при этом он отметил, что такая практика закреплена в законодательствах многих стран, включая США
Безусловно, 78 зарегистрированных партий, 76 – которые могут на данный момент участвовать в выборах – это избыточное электоральное предложение. Много и однофамильцев, чисто политтехнологических проектов, спойлеров, таких партий, которые удовлетворяют самолюбие своих учредителей и которые, собственно, не собираются заниматься реальной политической деятельностью, просто важная надпись на визитке, что человек является председателем партии. Но, тем не менее, у нас есть и 27 партий, которые очень заметны
 
-Мы предлагали достаточно мягкую форму: партия, которая пропускает несколько циклов, должна из партии просто автоматически перерегистрироваться в общественную организацию. Пусть это будет объединение граждан, пусть они проявляют активность. У партий ведь есть довольно большое количество прав, как у политической организации – по выдвижению кандидатов, по ведению политической работы. Эти права государство дало тем, кто действительно хочет решать задачи народного представительства в органах власти. Те, кто эти задачи выполнять не собирается, этим правами пользоваться не должны», – заявил руководитель Фонда развития гражданского общества.
Несмотря на большое значение такого показателя, как участие партий в выборах, решающее значение для определения места в партийной системе и реального влияния имеет результативность кампаний. После подведения итогов единого дня голосования Фонд развития гражданского общества представит обновленный вариант «партийных лиг», концепция которых была предложена нами в 2013 году и получила широкое распространение.
 
Впрочем, вопрос об оптимизации партийной системы все равно встанет. Если не после этих выборов, то после выборов в Государственную Думу. И если его не захотят решать сами партии, то придется подключиться законодателю, считают в Новосибирском филиале Фонда развития гражданского общества.