СМИ об исследованиях

  |  23 августа, 2015   |   Читать на сайте издания

Игры пристойных

Немногим менее месяца осталось до 13 сентября 2015 года, когда состоится полное обновление нескольких уровней власти политической "многоэтажки" страны. Бросать жребий предстоит избирателям одиннадцати субъектов Федерации, где вышел срок "эксплуатации" старого состава законодательных собраний; в 21-м регионе ждут еще и "розыгрыша" губернаторских кресел, оспаривать которые вызвались 128 кандидатов от 24-х партий.

 Все хороши, пристойны, многоопытны, ответственны и пр., однако преодолеть муниципальный фильтр и пройти регистрацию удалось лишь 98 кандитатам. 

Фонд развития гражданского общества (ФорГО) в очередном докладе "Региональные выборы в 2015 году" исследовал сценарии и прогнозы региональных кампаний.

 Губернаторские выборы по традиции разделены на конкурентные и референдумные. Конкурентные выборы — что называется, классика жанра, когда результаты не предсказуемы настолько, что в некоторых случаях гадания на кофейной гуще оказываются корректней политологических изысков иных высоколобых экспертов. Итоги референдумных выборов, напротив, если уже не известны на 100 процентов, то предсказуемы на 99. Проще говоря, на конкурентных выборах кандидаты меряются обещаниями, что, где и как они собираются делать в случае успеха, референдумные же — когда сделано столько [старой властью], что обещания новых выглядят тщетными, чтобы не сказать вздорными. 

Судя по докладу, большинство нынешних губернаторских выборов проходят именно с этим "акцентом". То есть люди реально в большинстве своем разделяют политический курс руководства страны и не хотят менять стабильность на непредсказуемость. Политические же силы, намеренные нарушить эту идиллию, понимают, что рискуют вступить в жесткое противоречие не с конкурентом-губернатором, а, скорее, с самими избирателями.
 
— Этот сценарий предполагает, что победитель уже понятен, — дополняет глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин. — Как правило, это руководитель субъекта, и борьба идет за второе место. Оно может быть ценным призом. Занявший второе место обычно приобретает либо подтверждает статус политика №2 в регионе.
 
Здесь, кстати, появляется место для торга, когда по договоренности с губернатором (уже фактически переизбранным) основной конкурент тихо "сливает" предвыборную борьбу, получая взамен обещание, например, кресло сенатора.
Проще всех придется лидерам регионов, где предстоят не прямые выборы, а парламентское "чистилище". Это главы Северной Осетии (Т. Агузаров), Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов (Д. Кобылкин и Н. Комарова). Все трое своевременно заручились поддержкой Президента РФ, благополучно похоронив тем самым намеки на предвыборные интриги.
 
Нет особых разночтений у экспертов ФорГО в исходе выборов в республиках — Татарстан и Марий Эл, а также в Кемеровской, Сахалинской, Брянской, Еврейской и пр.областях. Безусловная поддержка глав регионов избирателями и правящей партией (облагодетельствованных к тому же статусом "врио", как эдаким знаком подлинности "original"), запросто переводят выборы из конкурентных в референдумные. 
 
К примеру, мало кто сегодня отважится бросить вызов и, тем более, выйти "давидом" в политическом поединке с таким "голиафом", как А. Тулеев. Искушенный в политике, он имеет завидный электоральный опыт: трижды участвовал в президентских выборах, губернатором избирался дважды, и оба раза — с явным преимуществом над соперниками (90% голосов).
Главы Калужской области (А. Артамонов) и Марий Эл (Л. Маркелов) также дважды выигрывали выборы. В этот раз, правда, поводов для предвыборных треволнений у обоих нет. Леонид Маркелов, поддержанный "Единой Россией" и Всемарийским Советом-Мер Канаш так вообще может пить шампанское уже сегодня: единственный серьезный оппонент лидер марийской ячейки КПРФ И. Казанков отказался участвовать в выборах из-за проблем со здоровьем.
К слову, не признающие авторитетов коммунисты в этот раз выступают на удивление слабо. Впрочем, это можно назвать и разнообразием тактики. "Партии должны сами решать, где им выступить активно, где просто зафиксировать участие, а где "пропустить ход", заключив коалиционные соглашения (например о должности сенатора для заслуженного партийца, освобождающего место в Госдуме молодым коллегам)".
На весах Р. Миниханова лежат не только поддержка со стороны избирателей, но и успешно продолженные реформы, начатые еще М. Шаймиевым, а также проведенные на мировом уровне Международный научный форум, Универсиада и Чемпионат мира по водным видам спорта.
Без особых хлопот и надрыва пройдет "в дамки" и Олег Кожемяко на Сахалине, сменивший безвременно "утратившего доверие" [Кремля] А. Хорошавина. Избиратели, как правило, всегда позитивно относятся к подобным "рокировкам", подспудно воспринимая смену, как акцентированный контраст.
Кстати, характерно, что в последнее время в регионах да и вообще меньше стало коррупционных проколов на губернаторском уровне; частный случай с тем же коллекционером дорогих швейцарских хронометров и "породистых" немецких лимузинов Хорошавиным, как и злоключения и. о. главы Гослесслужбы Забайкалья Р. Балагура и с экс-руководителя департамента печати Краснодарского края О. Гороховой, стал кричащим исключением из правил.
И разве что природные стихии, такие, как, например, обширные лесные пожары в Забайкальском крае (губернатор И. Ильковский) и Хакасии (В. Зимин) могут, да и то с высокой долей относительности, добавить красок в предвыборные сюжеты. На беду первого (И. Ильковского), правда, в Забайкалье "подгорают" и планы переселения людей в рамках всероссийской программы замены ветхого и аварийного жилья.
Вынужденная кассация губернаторских выборов, сдетонированная террористическим актом в Беслане в 2004 году, позволила выиграть не только время. Необходимо было успокоить сотрясаемые перманентными предвыборными "бенефисами" территории. Не забыть бесславные "баттлы" в Красноярском крае (Лебедь vs Зубов), Свердловской (Россель vs Чернецкий) и Саратовской областях (Аяцков vs Рашкин), Карачаево-Черкесии (Семенов vs Дерев) и пр.
— Безусловно, за последние несколько лет, политическая система страны, как и избирательная, претерпели существенные изменения, — соглашается глава ФорГО Константин Костин. — Это, в первую очередь, связанно с реализацией комплекса мер, направленных на развитие политической конкуренции; увеличилось число политических партий и количество выборов, в первую, очередь, за счет возвращения выборности высших должностных лиц в регионах.
Может, поэтому нынешние выборы проходят буднично или, если угодно, цивилизованно: без эпатажей, истерик, потрясений. Избирателя уже не проведешь двусмысленным слоганом, "черным" пиаром, газетой "Не дай Бог!" и не "купишь" дешевыми продуктовыми наборами или предоплатой в виде пустых обещаний. Это свидетельствует не только о возросшей политической зрелости электората, но и об устойчивости "вертикальной" стратегии Кремля.
 
Леонид Шахов