http://news2world.net: ФоРГО: смена поколений в губернаторском корпусе практически завершена
Последняя череда отставок глав молодчиков перед нынешними территориальными выборами практически окончила смену поколений в губернаторском корпусе, с 2012 года его покинули 23 человека более четверти от общего состава, к такому выводу пришли в Фонде развития гражданского общества (ФоРГО).
Эксперты запаса ожидают, что в этом году конкурентными окажутся губернаторские кампании в Иркутской и Омской областях.
В единый день голосования 13 сентября в регионах России пройдет почти 11 тысяч дилемм всех уровней. Всего будет замещаться свыше 92 игр мандатов различного ватерпаса, избирательные кампании охватят 83 молодчика. В 21 регионе будут подбирать губернаторов, в 11 субъектах депутатов территориальных парламентов. Ранее зампред ЦИК РФ Леонид Ивлев осведомил, что для участия в губернаторских выборах зарегистрировано около 100 кандидатов от 16 партий. В среднем на один пост рассчитывают 6-7 кандидатов. Конкурс на депутатское место в региональном парламенте составляет 19 человек.
В понедельник ФоРГО презентует доклад Накануне федерационного избирательного цикла. Региональные выборы-2015: характер кампаний, тенденции и прогнозы результатов.
Губернаторский корпус
В запасе напомнили, что в 2015 году прямые выборы начальников регионов будут производиться в четвертый раз и после них 62 региона будут иметь глав, получивших кресло в результате этой церемонии. Кроме того в 2012-2014 годах на косвенных дилеммах (то есть региональными парламентами) были избраны новые главы Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Крыма и Севастополя, в этом году парламенты изберут глав Северной Осетии, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого разрозненных округов.
Соответственно, получится, что за эти годы главы молодчиков Федерации обновили (или получили) мандат доверия в более чем трех четвертях субъектов Федерации в 70 из 85 Губернаторский остов за 2012-2015 года подвергся серьезной замены. Его покинули 23 человека, то есть более 1/4 от общего состава, говорится в докладе.
Ряд губернаторов перешли на новые должности, в том числе в правительство, другие главы регионов отправились на заслуженный отдых, некоторые были отрешены от должности в связи с утратой доверия, отмечают в ФоРГО.
Последняя серия отставок реальным завершила смену племён в губернаторском остове. Федеральный центр старается проводить плавную ротацию, заменяя заслуженных, но явно уставших владык. Тамбовский Олег Бетин, пензенский Василий Бочкарев и другие впервые возглавили регионы еще в 1990-е годы. При выдвижении напарников предпочтение отдается здешним кадрам, угнавшимся хорошо зарекомендовать себя как управленцы и политики, заработавшим авторитет, который может конвертироваться в электоральный рейтинг, говаривается в докладе.
Конкуренция в Иркутской и Омской областях
По оценке ФоРГО, большинство губернаторских кампаний в эти годы проходили по референдумным сценариям (то есть лауреат выборов известен, его превосходство над остальными кандидатами очевидно). Конкурентными то есть такими, результат которых не был предопределен, были выборы в Брянской области (2012 год), Республике Саха (2014 год), Республике Алтай (2014 год). В целом, как отмечают эксперты, почти 11% кампаний 2012-2015 годов носили или носят в той или иной степени конкурентный образ.
Есть возможность, что конкурентноспособными в итоге угодят текущие кампании в Иркутской и Омской областях, говорится в докладе. Омская область единственный регион, где выборы возникли по конкурентному сценарию, отмечают в ФоРГО. Однако из-за проблемы с одной подписью, отданной, как выяснилось, и за действующего начальника региона Виктора Назарова, и за его конкурента Олега Денисенко, последний выбыл из борьбы.
В истое время вопрос о его регистрации рассматривается в Верховном суде. Нельзя не допускать, что О. Денисенко приедет в кампанию и она вновь станет конкурентной, говорят профессионалы. Они также не исключают, что в Иркутской области произойдет переформатирование референдумного сценария в конкурентный.
Первый секретарь обкома КПРФ Сергей Левченко (едва не выигравший губернаторские выборы в 2001 году) успешно наращивает ранг. Таким способом, борьба за голоса неопределившихся избирателей на последнем шаге кампании обещает оставаться интересной. В то же время пока Сергей Ерощенко (действующий начальник Иркутской области) лидирует в гонке, более чем в два раза опережая кандидата от КПРФ, говорится в докладе.
В большинстве же регионов в этом году кампании идут по референдумным сценариям, заявляют в фонде. Так, в Татарстане и Краснодарском крае референдумные выборы были справедливого предопределены особенностями здешней политической культуры (консенсусной и лидероцентричной), а в Кемеровской области весом и высоким рангом нынешнего главы Амана Тулеева, иллюстрируют эксперты.
Не нашлось настоящих соперников у кандидатов власти в Калужской, Костромской, Ленинградской, Пензенской, Ростовской, Сахалинской, Тамбовской областях и ЕАО. Нет конкурента и у калининградского Николая Цуканова, некоторые проблемы которому мог бы доставить педалировавшийся Родиной экс-вице-губернатор Сергей Журавский, но он не собрал подписи, говорится в докладе.
В Камчатском крае конкурентная борьбу действующему главе мог составить лидер здешних эсеров, однако он не сумел собрать нужное количество подписей и преодолеть муниципальный фильтр. В Марий Эл ожидалась повышенная динамичность КПРФ, однако шансы на победу выдвинувшегося в итоге кандидата от коммунистов Сергея Мамаева профессионалы оценивают невысоко. В Брянской области коммунисты вообще не выдвинули своего претендента, что, как считают профессионалы, стало определенным признанием Александра Богомаза референдумным кандидатом; кроме того, в этом регионе ЛДПР предпочла поддержать врио главы области в обмен на выдвижение в Совет Федерации депутата ГД Сергея Калашникова.
Редактор рубрики
Эдуард Добрин