События и комментарии экспертов фонда

  |  17 июня, 2015   |   Читать на сайте издания

Апетьян: Решение французских властей защитит репутацию рядовых пользователей

По факту у Google нет никаких национальных сегментов – вся работа происходит в сегменте com. Все национальные версии – фикция», - пояснил газете ВЗГЛЯД эксперт ФОРГО Станислав Апетьян, комментируя решение французских властей обязать Google удалять нежелательную информацию о пользователе во всем интернет-пространстве.
 
«Решение французской комиссии по защите персональных данных является логическим продолжением вердикта, вынесенного в мае прошлого года Европейским судом. Многие страны мира, в том числе и на Западе, и Россия, находятся в поиске адекватных механизмов регулирования интернет-сферы», - отметил эксперт Фонда развития гражданского общества (ФОРГО) Станислав Апетьян.
 
«Несмотря на противодействие со стороны поисковых систем, в том числе со стороны Google, корпорации вынуждены соблюдать национальное законодательство. Им необходимо вырабатывать внутренние механизмы соблюдения национального законодательства. Этот процесс займет еще некоторое время – необходимо найти баланс между интересами компаний и правом пользователей на защиту персональных данных», - отметил Апетьян.
 
В минувшую пятницу комиссия по защите персональных данных Франции обязала Google распространить решение Европейского суда на весь сегмент Интернета. Более того, комиссия установило 15-дневний срок для применения делистинга (так называемого, «права быть забытым»).
 
Как известно, решение Евросуда касалось делистинга по требованию пользователей информации только по европейским версиям поисковика (fr., uk). То есть при поиске через его основную (com.) или, например, российскую версии результаты оставались прежними. Но власти не имели право применить решение суда против Google в ненациональных доменах.
 
В решении французской комиссии сказано: «Ограничение делистинга доменами ЕС на основании того, что пользователи, как правило, получают доступ к поисковику через свой национальный домен, не может считаться достаточным средством для удовлетворительного обеспечения прав пользователей».
 
Напомним, что официальная история делистинга началась еще в 2010 году. Тогда гражданин Испании потребовал у корпорации Google удалить из результатов поиска ссылки на сайты, в которых содержалась неправильная информация о нем. Американская корпорация отказала ему в требовании. Испанец подал жалобу в Европейский суд. Высший судебный орган Европы счел, что позиция Google противоречит Директиве 95/46/ ЕС о защите персональных данных. Суд указал, что сбор и хранение информации посредством поисковика являются обработкой персональных данных. То есть, суд обязал Google обеспечить правильное соблюдение прав граждан, о которых размещена информация.
 
Смысл этого сенсационного вердикта заключался в том, чтобы удалять «неадекватную, не соответствующую или больше не соответствующую действительности» информацию, если любой рядовой гражданин обратится с такой просьбой. Решение Европейского суда теперь известно как право на делистинг или «право на забвение».
 
Американский гигант выразил свое крайнее недовольство принятым решением. В компании заявили, что это нарушает свободу слова в Интернете. Отметим, что корпорация Google контролирует, по меньшей мере, 90% интернет рынка в странах ЕС.
 
Тем не менее, аналогичные законодательные процессы, направленные на защиту прав пользователей в Интернете, идут и в западных странах, и в России. Накануне, как сообщала газета ВЗГЛЯД, Госдума в первом чтении приняла законопроект, который предусматривает прекращение распространения в интернете ссылок на недостоверную и неактуальную информацию о гражданине. Согласно поправкам, за необоснованный отказ операторов поисковых систем удалить ссылку с недостоверной информацией вводятся штрафы.
 
Законопроект был внесен в конце мая депутатами Госдумы ото всех четырех фракций - Алексеем Казаковым (СР), Вадимом Деньгиным (ЛПДР), Ольгой Казаковой (ЕР) и Леонидом Калашниковым (КПРФ). Профильный комитет Госдумы по информационной политике рекомендовал принять документ в первом чтении.
 
«Не сомневаюсь, что и в России будут и впредь приниматься необходимые законодательные акты по защите прав пользователей. Действительно, необходимо найти золотую середину, которая будет устраивать все заинтересованные стороны», - отметил Апетьян по этому поводу.
 
Новый закон позволяет обезопасить компании и физических лиц от информационных атак, заявила накануне и гендиректор InfoWatch, соучредитель «Лаборатории Касперского» Наталья Касперская. «Я считаю, что этот закон нужен. Наша компания занимается как раз вопросами репутации, и очень часто бывают проблемы, когда устраиваются информационные атаки на компании, выкапывается и распространяется какая-то нехорошая информация о них. В этом случае, конечно, хорошо бы иметь возможность, если не запрещать такую информацию, то хотя бы блокировать ее», - сказала Касперская  корреспонденту ИА REGNUM.
 
«Проблема очевидна: очень часто какая-то негативная информация используется для атаки на конкретного человека, и у него должны быть какие-то механизмы защиты», - сказала эксперт. Она уверена, что требования законопроекта об удалении из поисковой выдачи недостоверной или устаревшей информации реализуемы. «Исходя из общих соображений думаю, что система искусственного интеллекта позволяет делать очень сложные вещи. А это не такая уж сложная вещь», - заметила Касперская.