СМИ об исследованиях

  |  01 июня, 2015   |   Читать на сайте издания

http://zabmedia.ru: ЕГЭ для губернатора

Если власть не выдерживает экзамен по оценке своей компетентности – можно ли выдать ей «аттестат зрелости»?
 
Выпускники средних школ сели за парты, чтобы с помощью единого государственного экзамена продемонстрировать свои знания. Подумалось: а не устроить ли за компанию нашей региональной исполнительной власти также виртуальный ЕГЭ по её реальной деятельности? И вот что из этого вышло.
 
Кто больше порогов обивает…
 
Хотя, собственно, экзамен для губернаторов придуман не нами, он придуман в правительственных коридорах федеральной власти. Критерии его вырабатываются уже, по крайней мере, лет десять. Ещё  Дмитрий Козак, будучи зам. главы администрации президента РФ,  высказывался за то, чтобы оценивать работу губернаторов, отталкиваясь от бюджетных показателей подведомственного им региона. Он предлагал внести 30  оценочных показателей. Такие, например.  Если в течение двух лет бюджет региона более чем на 50% формируется за счёт трансфертов, то контроль над расходованием средств переходит к Федеральному казначейству. А заместители губернатора, отвечающие за экономический блок, могут быть назначены и сняты с должности только по согласованию с федеральным центром. Среди оценочных критериев: годовой темп изменения валового регионального продукта, объём инвестиций в основной капитал в расчёте на одного жителя, темп поступления в федеральный бюджет налогов и сборов в расчёте на одного жителя,  темп изменения реальных денежных доходов жителей, площадь жилищ, приходящаяся в среднем на одного жителя, уровень безработицы, коэффициент рождаемости и смертности и др. Именно таким образом, полагал Козак, можно уйти от нынешней системы, когда «кто больше порогов обивает – тот больше и получает».
 
Новый этап ведёт отсчет с 21 августа 2012 года, когда президентом В.Путиным был подписан Указ «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», которым утвержден перечень из 11 показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти регионов. Среди них численность населения, объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств), оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями, объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, уровень безработицы в среднем за год, реальные располагаемые денежные доходы населения и др..
 
Во исполнение данного Указа принято Постановление Правительства Российской Федерации.
 
В лидерах падения
 
Прежде чем оценивать деятельность нашего губернатора и регионального правительства по предлагаемым критериям, заметим, что Константин Ильковский по рейтингу Фонда развития гражданского общества на основе экспертных оценок и измерений медиа-поля с 16 марта по 27 апреля текущего года записан в ТОП-10 «лидеров падения».
 
Лидером падения стал глава Республики Хакасия В.Зимин, и причиной явилась критическая ситуация с лесными пожарами, а также рост безработицы в регионе. Ну, а на втором месте – Константин Ильковский. Этому способствовала неготовность Забайкальского края к лесным пожарам, повлёкшая тяжёлые последствия, а также провал программы переселения из аварийного жилья за прошлый год и задержание Следственным комитетом РФ главы Гослесслужбы региона Р.Балагура по обвинению в злоупотреблении служебным положением.
 
Ну, а теперь давайте посмотрим хотя бы на некоторые позиции, обозначенные в списке критериев эффективности исполнительной власти региона.  
 
Если пойти на столь жёсткую предлагаемую правительством меру, что при формировании 50% регионального бюджета за счёт федерального трансферта передавать контроль над расходованием средств Федеральному казначейству, то мы, выходит, как никогда близко подошли  к внешнему управлению. Бюджет Забайкальского края, как известно, на текущий год утверждён по доходам в сумме 41 млрд. 80,7 млн. рублей, что на 1 млрд.110,2 млн. меньше, чем в 2014 году. При этом собственные доходы края  составляют 25 млрд. 665, 9 млн. рублей (63%).  Остальное пообещала  Москва. Однако уже первые месяцы нового года выявили, что бюджетный план по собственным доходам не выполняется, и если так пойдёт и дальше, то они, по крайней мере, на 5 млрд. по итогам года будут меньше. Но, судя по провальным результатам экономики в первом квартале текущего года, в жизни может быть и хуже. Таким образом, результат вполне может приблизиться к критической отметки в 50%. Утешает то, что президент в своём окончательном перечне пункт внешнего управления пока не утвердил.
 
Зато он утвердил пункт «численность населения». И что же мы видим? По итогам первого квартала текущего года численность постоянного населения края снизилась с начала года на 0,86 тыс. человек и составила 1086,6 тыс.  Что характерно, определяющим фактором снижения является устойчивая миграционная убыль, которая за январь-март 2015 года составила 1335 человек. А за пять лет из нашего края уехало почти 166 тыс. человек. Какую оценку нашим руководителям следует поставить по этому показателю?
 
Конечно, самые дееспособные люди уезжают не от хорошей жизни, а от отсутствия перспектив в работе. А жизнь и по другим критериям оценивается как «неуд». Уровень безработицы и реальные доходы населения, что  входит в критерии оценки деятельности исполнительной власти, также вызывают тревогу. Численность занятых в экономике в среднем за январь-март 2015 года составила 480,1 тыс. человек и уменьшилась по сравнению с уровнем января-марта 2014 года на 0,2 тыс. человек. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в январе-феврале 2015 года составила 28088 рублей и увеличилась на 4,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Но если при этом учесть рост цен, который с тех пор составил по многим видам товаров и продуктов 40- 50%, то судите сами.
 
Что касается введённой в оборот жилой площади, то результат тоже плачевный: организациями всех форм собственности и населением в первом квартале текущего года построена 281 квартира общей площадью 25,8 тыс. кв. м. (81,2% к уровню соответствующего периода предыдущего года), в том числе для жителей городской местности – 17 тыс. кв. м. (78,8%), сельской – 8,8 тыс. кв. м. (86,2 %).
 
Или вот возьмём  объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств). По данным Минэкономразвития края в экономику и социальную сферу в I квартале текущего года направлено 5 млрд.100 млн. рублей инвестиций, что в сопоставимых ценах на 60,9% ниже уровня соответствующего периода 2014 года. Даже если учесть объективные трудности, вызванные кризисом, показатель крайне мал.
 
Можно и дальше говорить о провальных результатах деятельности нашего регионального правительства, возглавляемого губернатором края – в сельскохозяйственном производстве, товарообороте и т.д., но результат один – «неуд» почти по всем критериям оценки, утверждённым президентом страны. Вот такая «эффективность» наших министров в трудовой деятельности.
 
Чего не скажешь о их личных доходах. Но это уже другая история.
 
Владимир Тихомиров