СМИ об исследованиях

  |  20 мая, 2015   |   Читать на сайте издания

Красноярск.: Противопожарная слеза

В Хакасии оказались под следствием чиновники и обыватели 
Судя по ежедневным сообщениям информационных агентств, в Сибири продолжает увеличиваться площадь лестных пожаров. Согласно данным департамента лесного хозяйства по СФО на начало недели, леса полыхали на 46 тысячах гектаров. Среди территорий, терпящих бедствие (Забайкальский край, Бурятия, Томская область, Тыва) Красноярский край выделяется самым большим количеством возгораний - на днях сообщалось о 29 на площади в 500 гектаров. В недавно пережившей разгул стихии Хакасии тлеет огонь в степи. Власти Красноярского края пока не бьют тревогу: угрозы населенным пунктам нет. Но все ли в регионе сделано для того, чтобы трагедия не транспонировалась по сценарию соседней республики? 
«Это просто ужас был!»
События 12 апреля жители Хакасии вспоминают с нескрываемым страхом. Предварительный ущерб, нанесенный пожарами жилфонду республики, по оценкам властей, превышает пять миллиардов рублей. Районный центр Шира, где дотла сгорели сотни жилых домов на нескольких улицах, так и не оправился от беды. 
«Это просто ужас какой-то был! - с горечью рассказывает «МК» местная жительница, представившаяся как Анастасия Мишкина. - В шоке все, по-моему, до сих пор пребывают! Всем погорельцам сейчас крайне тяжело! Многие в нашем райцентре лишились всего, но главное - крыши над головой... Идет разбор завалов, но строек пока нет. Многие мучаются, чтобы доказать право на жилье - кто-то жил по старинке: без прописки и оформления наследства. А значит, на компенсацию могут рассчитывать только после решения суда». 
Сейчас, по словам женщины (ее дом сохранился случайно - огонь остановился буквально в трех шагах от коттеджа), погорельцы получили временный приют - кто-то поселился у родственников, а тех, кому некуда было податься, власти отправили на курорт озера Шира (примерно в 20 километрах от райцентра) и в общежитие аграрного техникума. На начало нынешней недели в нем живут 62 человека. В том числе 12 детей. Люди, как объяснили «МК», обеспечены всем необходимым, включая бесплатное питание. 
Но это сегодня - через месяц после того, как стихия поглотила республику: погибли 35 человек (12 из них - ширинцы), 1600 пострадавших обратились за медицинской помощью. Более полутора тысяч домов и 1600 прочих строений сгорели. Такие данные приводит Следственный комитет страны. 
Почему огонь так быстро распространился и каковы были действия местных властей?
...»МК» попытался восстановить картину той страшной ночи. Как говорит Анастасия Мишкина, никакого оповещения не было - ни в виде СМС-сообщений, ни по радио, ни по телевизору. Да и откуда им взяться - свет отключили: «Позвонила соседка, кричит, что горим... Выскочили на улицу... Темно. Все в дыму, ничего не различить. Начали выносить бабушку из дома - она у нас лежачая... Слава богу, пожар нас не тронул. А вот у подруги дом сгорел...» 
Пожарные машины, по словам женщины, приехали поздно - минут через 20 после того, как огонь и сам стал затихать. Воду действительно, как писали СМИ, брать было неоткуда - во многих домах ее качают электронасосами, а электричества не было. На тот момент поддержка власти, судя по всему, отсутствовала. 
СК уполномочен заявить
Может быть, поэтому в Шира не слишком удивились, когда 10 мая глава Ширинского сельсовета 48-летний Юрий Ковалев был взят под стражу. Как заявили в СК РФ, чиновник, ненадлежащим образом выполняя должностные обязанности, с 3 по 12 апреля не контролировал исполнение особого противопожарного режима, не принял мер к противопожарной опашке населенных пунктов. Ковалеву вменяют в вину также наличие свалок как одного из очагов пожаров и отсутствие оповещения населения: «Вследствие такого бездействия стало возможным наступление тяжких последствий - гибель 12 лиц на территории Ширинского района, причинение вреда здоровью пострадавших, уничтожение и повреждение их имущества». 
Ранее были арестованы и коллеги Ковалева - экс-начальник отдела противопожарной службы Хакасии по Ширинскому району Виктор Зенков, и начальник противопожарной службы Хакасии Анатолий Заярный. Обоим предъявлены обвинения в халатности. Как утверждает следствие, Зенков лично не выехал на место пожара и не организовал спасение людей и имущества, не дал указание диспетчеру пожарной части информировать население. А Заярный, возглавляя в течение пяти лет противопожарную службу, не обеспечил ее техникой (недокомплект превышает 30 процентов) и личным составом: «следствие будет выяснять, на какие цели были потрачены денежные средства, выделенные на обеспечение республики пожарной техникой», - сообщает СК. Впереди - завершение пожарно-технических, физико-химических, экологических, медицинских экспертиз. 
Бюджетом воду таскать
Параллельно проверяются факты нецелевого и неэффективного расходования бюджетных средств на противопожарные мероприятия. Деньги, судя по всему, подкачали. 
К примеру, на сайте сельсовета Ширинского района (http://www.shiranet.ru/files/shiranet.cityrelax.info/uni_documents/Prilozheniya_k_resheniyu_257_ot_03.04.2015.pdf) опубликован бюджет на текущий год. При плановом доходе казны в 630 миллионов на муниципальную программу «Пожарная безопасность учреждений муниципального образования Ширинский район на 2014-2016 гг.» задумано потратить... 10 тысяч рублей! Это даже не капля в море - слеза в полыхающей степи. 
Есть и другие любопытные подробности. 13 мая на сайте Шира.рф появился отчет Юрия Ковалева (арестованного за пару дней до этого) за 2014 год, где описаны действия властей по защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера: «Неблагоприятные климатические условия, аномальные погодные явления, имевшие место в 2014-м, в несколько раз повысили вероятность перерастания так называемых «сезонных рисков» в ЧС и потребовали значительных усилий, сил и средств». На мероприятия программы «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности Ширинского сельсовета на 2012-2015 гг.» из резервного фонда истрачено более 63 тысяч рублей (опашка сел, рейды, листовки, поддержание противопожарных водоемов). 
За Ковалева вступился оставшийся на свободе заместитель, ныне и. о. главы Ширинского сельсовета Владимир Гончаров. Чиновник заявил СМИ - дескать, вместе предпринимали все, что было необходимо: «Но ураган, стихия! Мы вместе с ним были на пожаре. Вместе отстаивали дома, организовывали эвакуацию людей из домов. Даже физически тушили. Так как у нас отсутствуют свои пожарные машины, их на район всего три. А здесь поселок 10 тысяч населения. Ну вот представьте, что творилось!»
«Стрелочники» против прокуратуры 
Можно, разумеется, увидеть в этих противоречивых документах и эмоциях чиновников некое желание не стать «крайними», которых назначили виноватыми в трагедии-2015. СМИ Хакасии сообщают, что появилась некая инициативная группа представителей населения, которая поддерживает арестованных чиновников. Однако опрошенные «МК» жители Шира уверяют, что ничего о подобной группе не знают. 
Зато выяснилось, что опубликовано открытое письмо в адрес властей России с жалобой на республиканскую прокуратуру (http://gazeta19.ru/news/27686). Послание подписано главами районов и городов Хакасии. Чиновники сетуют на «массированную «атаку» со стороны надзорного ведомства на муниципальные органы власти» в период, когда идет восстановительная работа. Мол, «делу это не помогает, потому что на реализацию названных проблем в муниципалитетах попросту нет денег, и это объективная причина». 
Ряд экспертов, мнение которых приводит газета «Коммерсантъ», полагают, что письмо санкционировано руководством Хакасии. «Ни разу не видел такого единства со стороны местных властей. Ни одно бедствие их так не организовывало - ни наводнения, ни засуха. Без координатора на региональном уровне тут точно не обошлось, действовать за спинами республиканского руководства наверняка никто самостоятельно бы из них не решился», - считает депутат Верховного совета региона Валерий Старостин.
Как бы то ни было, «поджаренную» репутацию властей Хакасии эти обстоятельства явно не спасают. Рейтинг главы республики Виктора Зимина, согласно последнему исследованию Фонда развития гражданского общества, стал лидером падения среди глав субъектов федерации. Причина - пожары, к которым республика не была готова. 
Еще одна особенность: около года в республиканском управлении МЧС не было руководителя. Предыдущий главный спасатель Андрей Фирсов был отстранен от должности прошлым летом, когда стал фигурантом дела о злоупотреблении служебным положением. В прокураторе Хакасии говорили о системе взяток в МЧС. На место Фирсова был назначен Александр Некрасов - это произошло 8 мая 2015 года, когда регион уже потерпел фиаско в борьбе со стихией. 
Итак, в МЧС долго не было утвержденного в должности начальника; в бюджете Ширинского района значилась смехотворная сумма на противодействие пожарам, и местные депутаты с этой «слезой» в виде 10 тысяч рублей почему-то согласились. Один из руководителей Ширинского района - глава сельсовета Ковалев - сел за решетку, а второй - глава администрации Сергей Зайцев - словно в противовес, получил от МЧС медаль за успехи «в организации работ по тушению пожаров, эвакуации и оказании помощи местным жителям», - сообщил «Интерфакс». 
Между тем полиция Хакасии установила «прямых виновников». В селе Целинное Ширинского района 12 апреля «гражданка вынесла горящую золу в хозяйственную постройку. В результате произошло возгорание жилых домов по улицам Пушкина, Гоголя, Ленина», - сообщает пресс-служба МВД республики. В тот же роковой день при отогреве земли на кладбище совершен поджог двумя мужчинами в Туимском лесничестве. А в селе Троицкое Боградского района при сжигании мусора уничтожен дом и надворные постройки. Все эти граждане попали под уголовное преследование. Хотя есть мнение, что и это всего лишь «стрелочники». В соседней Бурятии был случай: в апреле 2012 года 21-летний Александр Мальков приговорен к году исправительных работ и выплате государству прямо-таки нескромной суммы. Суд установил причинно-следственную связь между окурком Малькова и пожаром на площади в две тысячи гектаров. Теперь Александр выплачивает в госказну 581 683 612 рублей. В полмиллиарда с «копейками» оценен ущерб Иволгинскому лесничеству... 
Внятного объяснения для скопления в одном месте и в одно время стольких факторов риска нет. Кроме, пожалуй, системной безответственности. И другим регионам, в частности, Красноярскому краю, стоило бы обратить пристальное внимание на трагический опыт соседей. 
Как писал «МК» в пожароопасном для красноярцев 2012 году, когда дым от лесных огней заволакивал временами краевую столицу, а площадь сгоревших лесов оценивалась в 30 тысяч гектаров, глава МЧС Владимир Пучков сформулировал задачу: «каждому пожару присвоить имя собственное». Спасатель пояснил, что должен существовать руководитель ликвидации каждого конкретного пожара, ежедневно докладывающий о мерах по тушению. 
Речь, очевидно, шла об оперативных сотрудниках. Но и в отношении региональных стратегов эта мера была бы весьма уместна. Впрочем, тогда в Красноярском крае никто из высших должностных лиц не пострадал. Больше всего наказанных начальников оказалось в районах. Но проблема явно кроется на более высоком руководящем уровне, где должна формироваться стройная программа защиты от пожаров и соответствующий контроль. Создана ли она сейчас, спустя три года, или край опять может оказаться в числе крупных погорельцев? Между бедами Хакасии 2015 года и Красноярского края 2012-го есть существенное отличие: в крае обошлось без человеческих жертв и массового уничтожения жилья. Но это в 2012-м...
Несколько дней назад противопожарному рейду в Красноярском крае помешал инцидент - происшествие на взлетной полосе в аэропорту поселка Богучаны: Ан-2при попытке подняться в воздух уткнулся носом в землю. На борту находились пилот и сотрудник Лесопожарного центра, никто не пострадал. Казалось бы, мелочь, но есть в ней что-то символическое. 
P.S. 
Когда верстался номер, стало известно, что в Шира состоялся митинг сторонников арестованного главы сельсовета Ковалева. Одна из жительниц поселка так оценила усилия чиновника 12 апреля: «Ковалев людей спасал, пожар тушил, в отличие от главы поселка, который берег свой дом двухэтажный, пожарки стояли возле него, чтобы особняк не загорелся...»