СМИ об исследованиях

  |  20 мая, 2015   |   Читать на сайте издания

http://19rus.info/index.php: Испепеленная Хакасия: О поджаренной репутации властей и настроении погорельцев

В недавно пережившей разгул стихии Хакасии тлеет огонь в степи. О том, чем живут сегодня пострадавшие от страшных пожаров, пишут не только местные СМИ, но и журналисты из соседних регионов. К описанию ситуации активно подключаются и крупнейшие информационные агентства страны. Очередное внимание привлекли материалы «МК» в Красноярске и Аргументы.ру.
 
«Это просто ужас был!»
События 12 апреля жители Хакасии вспоминают с нескрываемым страхом. Предварительный ущерб, нанесенный пожарами жилфонду республики, по оценкам властей, превышает пять миллиардов рублей. Районный центр Шира, где дотла сгорели сотни жилых домов на нескольких улицах, так и не оправился от беды.
 
...Почему огонь так быстро распространился и каковы были действия местных властей?
 
«МК» попытался восстановить картину тех страшных суток. Как говорит жительница поселка Шира Анастасия Мишкина, никакого оповещения не было - ни в виде смс, ни по радио, ни по телевизору. Да и откуда им взяться – свет отключили: «Позвонила соседка, кричит, что горим… Выскочили на улицу… Темно. Все в дыму, ничего не различить. Начали выносить бабушку из дома - она у нас лежачая… Слава богу, пожар нас не тронул. А вот у подруги дом сгорел…».
 
Пожарные машины, по словам женщины, приехали поздно – минут через 20 после того, как огонь и сам стал затихать. Воду действительно, как писали СМИ, брать было неоткуда – во многих домах ее качают электронасосами, а электричества не было. На тот момент поддержка власти, судя по всему, отсутствовала.
 
Бюджетом воду таскать
Параллельно с расследованиями СК проверяются факты нецелевого и неэффективного расходования бюджетных средств на противопожарные мероприятия. Деньги, судя по всему, подкачали.
 
К примеру, на сайте сельсовета Ширинского района опубликован бюджет на текущий год. При плановом доходе казны в 630 миллионов на муниципальную программу «Пожарная безопасность учреждений муниципального образования Ширинский район на 2014-2016 гг.» задумано потратить… 10 тысяч рублей! Это даже не капля в море – слеза в полыхающей степи.
 
Есть и другие любопытные подробности. 13 мая на сайте Шира.рф появился отчет Юрия Ковалева (арестованного за пару дней до этого) за 2014 год, где описаны действия властей по защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера: «Неблагоприятные климатические условия, аномальные погодные явления, имевшие место в 2014-м, в несколько раз повысили вероятность перерастания так называемых «сезонных рисков» в ЧС и потребовали значительных усилий, сил и средств». На мероприятия программы «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности Ширинского сельсовета на 2012-2015 гг.» из резервного фонда истрачено более 63 тысяч рублей (опашка сел, рейды, листовки, поддержание противопожарных водоемов).
 
За Ковалева вступился оставшийся на свободе заместитель, ныне и. о. главы Ширинского сельсовета Владимир Гончаров. Чиновник заявил СМИ - дескать, вместе предпринимали все, что было необходимо:
 
«Но ураган, стихия! Мы вместе с ним были на пожаре. Вместе отстаивали дома, организовывали эвакуацию людей из домов. Даже физически тушили. Так как у нас отсутствуют свои пожарные машины, их на район всего три. А здесь поселок 10 тысяч населения. Ну вот представьте, что творилось!»
 
«Стрелочники» против прокуратуры
Можно, разумеется, увидеть в этих противоречивых документах и эмоциях чиновников некое желание не стать «крайними», которых назначили виноватыми в трагедии-2015. СМИ Хакасии сообщают, что появилась некая инициативная группа представителей населения, которая поддерживает арестованных чиновников. Однако опрошенные «МК» жители Шира уверяют, что ничего о подобной группе не знают.
 
Зато выяснилось, что опубликовано открытое письмо в адрес властей России с жалобой на республиканскую прокуратуру. Послание подписано главами районов и городов Хакасии. Чиновники сетуют на «массированную «атаку» со стороны надзорного ведомства на муниципальные органы власти» в период, когда идет восстановительная работа. Мол, «делу это не помогает, потому что на реализацию названных проблем в муниципалитетах попросту нет денег, и это объективная причина».
 
Ряд экспертов, мнение которых приводит газета «Коммерсантъ», полагают, что письмо санкционировано руководством Хакасии.
 
«Ни разу не видел такого единства со стороны местных властей. Ни одно бедствие их так не организовывало - ни наводнения, ни засуха. Без координатора на региональном уровне тут точно не обошлось, действовать за спинами республиканского руководства наверняка никто самостоятельно бы из них не решился», - считает депутат Верховного совета региона Валерий Старостин.
 
Как бы то ни было, «поджаренную» репутацию властей Хакасии эти обстоятельства явно не спасают.
 
Рейтинг главы республики Виктора Зимина, согласно последнему исследованию Фонда развития гражданского общества, стал лидером падения среди глав субъектов федерации. Причина - пожары, к которым республика не была готова.
 
Еще одна особенность: около года в республиканском управлении МЧС не было руководителя. Александр Некрасов был назначен 8 мая 2015 года, когда регион уже потерпел фиаско в борьбе со стихией.
 
Между тем полиция Хакасии установила «прямых виновников». В селе Целинное Ширинского района 12 апреля «гражданка вынесла горящую золу в хозяйственную постройку. В результате произошло возгорание жилых домов по улицам Пушкина, Гоголя, Ленина», - сообщает пресс-служба МВД республики. В тот же роковой день при отогреве земли на кладбище совершен поджог двумя мужчинами в Туимском лесничестве. А в Боградском районе при сжигании мусора уничтожен дом и надворные постройки. Все "беспечные" граждане попали под уголовное преследование. Хотя есть мнение, что и это всего лишь «стрелочники».
 
Погорельцы Хакасии обещанной помощи могут и не получить
Помимо всего прочего, нельзя забывать об обещаниях, которые получили погорельцы. Как пишет сайт Аргументы.ру, погорельцы уверены, что власти не сдержат обещание построить новое жилье к 1 сентября, как поручил глава государства Владимир Путин. По сути, строительство началось только в населенных пунктах, на которые обратили внимание чиновники из Москвы. В остальных селах и деревнях погорельцы все еще ждут и доказывают в судах свое право на компенсации.
 
Жители села Краснополье Алтайского района Хакасии уже собирались выйти на митинг, когда к ним заехала строительная техника. В первые дни строители начали заливать фундамент шести домов, а всего их сгорело больше 50. Документы в порядке только у 19 семей, остальные судятся, чтобы их признали пострадавшими.
 
«Второй месяц пошел, но никаких шевелений не было, сомневаюсь, что к осени успеют, - отмечает жительница Краснополья Татьяна Широ. - Все обещают завтра, завтра, послезавтра. Местные власти? Глава наша сказала, строители в четверг заедут, потом в пятницу заедут, потом уже с понедельника, а мы не можем все-таки понять — когда? Мы сейчас живем у родителей, я и мой брат, он тоже погорел. Живем, три семьи, пятеро детей. Уже нас под крышу запустят или мы зимовать так будем?».
 
Нина Якимова владела домом площадью 80 квадратных метров на условиях совместной приватизации с двумя дочерьми. Теперь она может рассчитывать только на 42 квадрата. После пожара ей не удалось доказать, что дети имеют право на какие-либо компенсации. Еще у Нины Александровны есть приемная дочь, но даже она не может получить деньги, потому что на момент пожара не была прописана, так как только что получила паспорт. При этом в селе есть погорельцы, которые фактически в Краснополье никогда не жили, а просто были прописаны. Им причитается по 100 тысяч рублей.
 
«Не по нашей вине сгорели дома. Я начала работать с 18 лет, - плачет Нина Александровна. - И теперь выходит государство от меня отвернулось, у меня совместная приватизация с детьми, а их не включают в список пострадавших. Зачем тогда вы говорите, что это ваше законное? Мы спаслись кое-как, и у девочки аппендицит буквально сразу же случился, еле довезли до больницы».
 
В селе Бей-Булук Боградского района и вовсе из 40 домов уцелело три. Тупиковая деревня и до пожара не пользовалась особым вниманием властей: там не было ни магазина, ни школы, ни детского сада. После пожара большинство погорельцев написали заявления о переселении в более крупное село Первомайское, рядом с которым проходит федеральная трасса. Некоторые сельчане пожелали остаться в Бей-Булуке, однако они уверены, что теперь и вовсе станут никому не нужны.
 
Жители деревни, как и пострадавшие из других населенных пунктов, не могут получить компенсации за сгоревшие стайки, сараи, бани и огороды. Формально все это не считается имуществом первой необходимости, за утрату которого государство дает по 50 тысяч. Если бы в доме сгорел диван или холодильник, то погорельцы получили бы по 50 тысяч, а фактически им дали по 10. Они не могут посадить огород, им негде держать скотину и негде мыться. По линии минсельхоза погорельцы могут рассчитывать только на компенсацию за сгоревший скот. Речь идет о деревне, где кроме как подсобным хозяйством заниматься нечем. Поэтому ситуация близка к катастрофической.
 
«Я бы если бы знал эту ситуацию, я бы сам эту мебель сжег лично, - говорит Василий Четыркин. - А на 10 тысяч что ты восстановишь, кубометр досок возьмешь и все... Негде картошку сажать, ничего. И вот до кого мы можем достучаться?».
 
Впрочем, бывают и исключения: жительница села Вершина-Биджа Надежда Макарова тоже смогла отстоять дом, но потеряла надворные постройки. Ее семья почти сразу получила 319 тысяч рублей. Такой подход в Хакасии никого не удивляет, так как все знают, что Надежда Макарова сначала дозвонилась на прямую линию к президенту Владимиру Путину, а потом виделась с ним лично.
 
По официальным данным, половине погорельцев Хакасии (примерно 2,5 тысячи человек) придется пройти через суды, чтобы доказать свой статус и получить новое жилье. Судя по темпам, которыми движется восстановление сгоревших домов, осень многим пострадавшим придется встретить у родственников.