СМИ об исследованиях

  |  15 мая, 2015   |   Читать на сайте издания

Информационная среда влияет на популярность губернаторов

По оценке ФоРГО, на рост эффективности губернаторов в марте-апреле повлияли успехи в социально-экономической сфере в условиях кризиса, поддержка президента и предстоящие выборы. О том, какие еще факторы влияют на рейтинги и антирейтинги глав регионов рассуждает эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, социолог Наталия Шишкина:
«Рост рейтинга Тулеева А.Г. связан, скорее всего, с предстоящими в сентябре выборами, как и повышение рейтинга Голубева В.Ю. и Назарова В.И., которые также будут участвовать в выборах в сентябре. Естественно, подготовка к выборам проходит, в том числе, и в информационной среде, что снижает уровень протестной активности населения. К этому добавляется также и изначально достаточно благосклонное отношение населения Кузбасса к своему губернатору. Последнее объясняется больше пиар-ходами, так как достаточно частые взрывы на шахтах вряд ли можно назвать положительным результатом управления областью. С другой стороны, традиционная для россиян вера в «доброго царя» находит такое свое отражение на локальном уровне.
Ещё сильнее с пиаром связано повышение рейтинга губернатора Ростовской области, инициировавшем смену власти в самом Ростове и обеспечившем контроль над финансовыми ресурсами, что помогло акцентировать внимание на положительных начинаниях и позиции В.Ю.Голубева по поводу важной для России темы Донбасса и Крыма.
То же самое можно сказать и о Назарове В.И., который в течение своего губернаторства действовал в интересах крупных корпораций. Повышение рейтинга этого губернатора нельзя связать именно с развитием региона – следовательно, на фоне предстоящих выборов, речь снова же о пиар-технологиях и манипулировании массовым сознанием.
А вот губернатор Тюменской области, Якушев В.В., на самом деле просто удерживает свою позицию в лидерах рейтинга. К тому же, по уровню жизни населения, если верить Росстату, Тюменская область, благодаря ресурсам – одна из лидеров в числе российских регионов.
Причиной падения рейтинга губернаторов Хакасии и Забайкалья, кроме пожаров и роста безработицы, стали также забастовки.
Ещё в январе 2015 года секретарь Общественной палаты А. Бречалов назвал Забайкальский край в числе наиболее неспокойных регионов России. Правда, причиной назвали подстрекательства иностранных агентов, что не совсем верно. Вероятно, такие подстрекательство и имеют место быть, но ни одна манипуляция не сможет стать достаточно эффективной, если внутренние проблемы крайне незначительны. А вот о незначительности проблем Забайкальского края сказать, увы, нельзя. Безработица, рост тарифов, эпидемия спайсов в прошлом году, опасения по поводу китайских иммигрантов, дефицит регионального бюджета около 5 млрд.(!) рублей – все эти факторы, сложившись вместе, и обеспечили падения рейтинга.
В Хакасии же не так давно проводились проверки в связи с обвинениями главы министерства финансов Хакасии в нецелевом расходовании средств, выделенных из Фонда Обязательного медицинского страхования. Ещё ранее было возбуждено уголовное дело и в отношении министра сельского хозяйства республики. А такой расцвет уголовных дел в отношении администрации губернатора не может положительно повлиять на рейтинг самого губернатора, который допустил возникновение подобной ситуации.
Глава Вологодской области достаточно давно не пользуется большой популярностью у населения, что не способны изменить даже СМИ. Бюджетный дефицит, свойственный большей части всех российских регионов. К этому добавляются и скандалы с ЖКХ, и скандалы связанные с расходованием средств, и тот факт, что губернатор в начале прошлого года стал лидером антирейтинга «Общероссийского народного фронта» за траты на чартерные авиаперелеты. С усилением общероссийской кризисной ситуации, положение дел в и без того неблагополучных регионах не могло не ухудшиться, что, скорее всего, и стало причиной падения рейтинга.
Но следует упомянуть, что данный рейтинг составляется не только на основе опросов населения. А также на основе опросов экспертов, данных Росстата, анализе социального самочувствия, оценки экономической ситуации, частично основанном на опросах ФОМа и Георейтинга, и по показаниям в сообщениях СМИ о деятельности главы региона. Все эти основы имеют, конечно, разный вес, но с помощью СМИ обеспечивается позитивное восприятие у населения, что напрямую влияет на другие показатели, имеющие более высокий по сравнению с последним вес. Таким образом, нельзя полностью утверждать, что рейтинг глав регионов отражает реальную ситуацию».