СМИ об исследованиях

  |  14 мая, 2015   |   Читать на сайте издания

Гонка за выборами

В среду вечером Владимир Путин отправил на досрочные выборы сразу двух губернаторов.

На этот раз повезло главе Камчатского края Владимиру Илюхину и губернатору Иркутской области Сергею Ерощенко. Таким образом, 13 сентября жители по крайнем мере 17 регионов будут выбирать себе руководителей. Главы еще трех субъектов будут избираться в парламентах.
 
Срок Виктора Илюхина истекал в 2016 году. Теперь на следующий год намечены выборы всего в четырех регионах — в Чечне, Тверской, Тульской и Ульяновской областях, главу Карачаево-Черкесии должны избрать члены республиканского парламента по представлению Кремля. Также, напомним, в декабре 2016 года пройдут выборы в Государственную Думу.
В 2017 году, пока что, выборов намечено побольше. Сейчас насчитывается 17 регионов, полномочия глав которых истекают до июня 2017 года — все они были назначены в последние месяцы и недели правления Дмитрия Медведева. Но и этот год постепенно «разгребают», так именно через два года заканчивались полномочия главы Иркутской области Сергея Ерощенко, но решил от греха подальше пойти на выборы заранее.
 
Заниматься предсказанием результатов на губернаторских выборов в современной России дело достаточно скучное — за все время «второго пришествия» народовластия в регионы действующий глава, хотя бы и только что назначенный, ни разу не проигрывал.
 
Вряд ли кто-то сомневается в предстоящей победе действующих губернаторов на новых досрочных выборах. Несмотря на то, что Сергей Ерощенко в 2012 году казался достаточно необычным человеком на посту главы области (до этого он возглавлял местное отделение «Правого дела»), за три года ему удалось договориться с крупнейшими группами влияния, поставить под свой контроль областной парламент и столицу региона, успешно провести муниципальные выборы, а также закрыть наконец Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, который вредил не только экологии Байкала, но и репутации области. При этом, хотя бюджет Иркутской области во многом формируют энергетические и сырьевые компании, население проблем из-за кризиса пока почувствовать не успело.
В Камчатском крае все не так радужно, но и у Владимира Илюхина вряд ли возникнут какие-то проблемы. Для него перенос выборов — принципиальный вопрос. В 2016 году на Камчатке будут выбирать краевой парламент, но это не так неприятно, как выборы Государственной Думы: границы одномандатного округа совпадут с границами Камчатского края, значит практически одновременно могли бы пройти кампании двух кандидатов, которых одинаково поддерживал Кремль — претендентов на пост губернатора и на депутатский мандат. Это могло бы запутать избирателя, что всегда неприятно.
 
Журналисты и политологи уверены: досрочные выборы в Иркутской области и Камчатском крае, а также в Ленинградской области, о которых стало известно накануне, — далеко не все.
Перевыборы пророчат губернатору Омской области Виктору Назарову, главе Тверской области Андрею Шевелеву, возможно, к ним присоединиться смоленский губернатор Алексей Островский.
 
В этом свете особенно интересно следить за информацией, которую публикуют многочисленные близкие к Кремлю фонды и структуры. Например, рейтинг эффективности губернаторов Фонда развития гражданского общества и ежемесячно публикуемое ответвление от этого продукта под названием «Лидеры роста и падения» дает хорошее представление о том, какие губернаторы являются в данный момент фаворитами Москвы и, соответственно, могут рассчитывать на досрочные выборы.
Вообще, в последние годы почти каждый губернатор, можно сказать, мечтает о получении своеобразного «вотума доверия» от Кремля, который выражается в разрешении на проведение досрочных выборов. По закону губернатор после досрочного прекращения полномочий может идти на выборы только с разрешения федерального президента.
 
Так как пока досрочные выборы объявляются только в тех регионах, губернаторы которых были назначены 3-4 года назад, такая процедура позволяет получить главе региона своего рода двойную легитимность. С одной стороны, губернатор получает санкцию Кремля на переизбрания, а значит все еще имеет хорошие связи в Москве и значится на хорошем счету. С другой стороны, в результате выборов он получает поддержку большинства населения области, края или республики — причем, как правило, в первом туре, исключений, во всяком случае, пока не было.
 
На это накладывается желание переизбраться пораньше, во-первых, из-за возможных экономических проблем и, соответственно, роста недовольства у населения, а во-вторых, для снятия внутриэлитной напряженности. Совмещение губернаторских и думских выборов для многих некрупных регионов может закончиться крайне неприятно: от них, как и от Камчатки, в Думу идет всего один депутат по мажоритарному округу, и в случае получения большего процента голосов победитель может проявить губернаторские амбиции.
 
Имея же запас доверия как со стороны центральных властей, так и со стороны населения, губернатор получает не только некоторую свободу действий для проводимой им политики, но и «закрепляется» в своем регионе. Это, конечно, может напоминать ситуацию 1990-х годов, когда во многих регионах сидели местные «царьки», которые федеральным властям не позволяли вмешиваться в происходящее у себя «на заднем дворе». Но Администрацию президента, судя по всему, такое развитие событий не пугает — в Москве настаивают, чтобы выборы в регионах проходили на конкурентной основе и без массовых нарушений. Это и правда необходимо для возвращения доверия к электоральным процедурам, которое было россиянами во многом утрачено на рубеже 2000-х и 2010-х годов.
 
Опасаться пока нечего: современная бюджетная и налоговая система выстроена так, что муниципалитеты не могут выжить без помощи регионов, а подавляющее большинство регионов обанкротятся без дотаций федерального центра.
 
Финансовая самостоятельность регионов планомерно сокращалась уже долгое время, последний сильный удар нанесли «майские указы» президента, именно на региональные бюджеты была возложена основная нагрузка по исполнению предвыборных обещаний, которые Владимир Путин дал во время кампании 2012 года. Теперь федеральное Министерство финансов занимается спасением регионов, давая им бюджетные кредиты для рефинансирования коммерческих займов. В таких условиях говорить о какой бы то ни было самостоятельности регионов, конечно, не приходиться. Во всяком случае, пока у Москвы не кончились деньги.
 
ИЛЬЯ КАРПЮК