СМИ об исследованиях

  |  05 мая, 2015   |   Читать на сайте издания

http://kavpolit.com: Противоречивые сюжеты мамсуровской эпохи

Каких результатов удалось достичь в экономике Северной Осетии за последние десять лет?

Обращение ряда представителей общественности Северной Осетии к президенту Владимиру Путину с просьбой оставить главу республики Таймураза Мамсурова на третий срок – хороший повод оценить работу, проделанную им за десять лет у власти.
 
«Таймуразу Мамсурову нет альтернативы, следовательно, федеральные власти обязаны учитывать этот факт, - говорится в обращении, подписанном региональным отделением партии «Российский Общенародный союз», североосетинской общественной организацией «Сталинисты» и представителями творческой интеллигенции. - За десять лет действующий глава республики укрепил позиции региона на федеральном уровне, достигнуты значимые результаты во многих отраслях экономики. Людей, критикующих работу главы, хватает, но никто из них почему-то не желает видеть реальные результаты его деятельности».
 
По оценке КАВПОЛИТа, результаты двух сроков Таймураза Мамсурова во главе Северной Осетии крайне противоречивы. По ряду показателей республика смотрится заметно лучше своих соседей по СКФО, но вырваться из «ловушки отсталости» за этот период Северной Осетии так и не удалось.  
 
Лидерство без достижений
 
В прошлом марте Таймураз Мамсуров в своем ежегодном послании сообщил, что с 2007-го по 2012 год ВВП Северной Осетии вырос с 52,8 млрд рублей до 97,1 млрд рублей, а в расчете на душу населения – в 1,3 раза.
 
Согласно последним данным, подушевой ВВП республики в 2012 году составил 140, 925 тысячи рублей. Это первое место среди республик Северного Кавказа и лишь немного меньше, чем у наиболее экономически развитого субъекта СКФО – Ставропольского края (154,53 тысячи рублей).
 
Однако принципиального сокращения разрыва в подушевом ВРП со среднероссийским уровнем достигнуто не было. В 2005 году, когда Таймураз Мамсуров возглавил республику, этот разрыв составлял 2,85 раза (44,1 против 125,7 тысячи рублей), а в 2012 году этот показатель уменьшился лишь незначительно – до 2,47 раза (140,9 против 348,6 тысячи рублей).
 
В абсолютных же показателях по размеру ВРП Северная Осетия по-прежнему остается примерно десятой от конца в списке российских регионов. При этом значительная доля ВРП (16,8%) приходится на госуправление и обеспечение военной безопасности, а обрабатывающие производства занимают всего 9%.
 
По размеру ВРП Северная Осетия остается в хвосте списка российских регионов.
 
Хороший материал для оценки уровня социально-экономического развития Северной Осетии предоставляет ежегодное исследование качества жизни в российских регионах агентства РИА «Рейтинг».
 
По итогам прошлого года, Северная Осетия в нем заняла 63 место, опять же, заметно опередив остальные республики СКФО (ближайший преследователь – Дагестан – оказался на 71 месте). За год до этого Северная Осетия в аналогичном исследовании получила 67 место.
 
Казалось бы, это можно считать заметным достижением республики и ее руководства. Однако принципиальное опережение всех соседей по округу Северная Осетия достигла только по одному параметру – «Обеспеченность объектами социальной инфраструктуры» (37 место в России).
 
На хорошем уровне находятся и показатели здоровья и образования населения, уровня развития транспортной инфраструктуры, экологических и климатических условий.
 
А вот что касается уровня экономического развития, здесь Северная Осетия в исследовании «РИА Рейтинг» занимает более чем скромное 78 место в стране, оставаясь примерно на одном уровне с другими субъектами СКФО.
 
Нет существенных отличий от соседей и по уровню доходов населения, уровню развития малого бизнеса. По жилищным условиям и безопасности жизни Северная Осетия заметно уступает некоторым республикам (см. таблицу 1).
 

 

Инвестиционное охлаждение

Столь же двусмысленно выглядит и ситуация в сфере привлечения инвестиций.
 
Согласно официальной информации, с 2005-го по 2008 год инвестиции в основной капитал за счет всех источников в Северной Осетии увеличились в 2,6 раза (до 16,3 млрд рублей). За следующие шесть лет объем инвестиций более чем удвоился, причем только в 2014 году он вырос на 15,6% (до 36,6 млрд рублей).
 
«Вы нас два года назад критиковали за спад инвестиций в основной капитал, – напомнил Таймураз Мамсуров президенту Владимиру Путину на встрече в Кремле в январе этого года. – Мы поднапряглись, и в этом году до 120 процентов подняли темпы роста инвестиций. Но что отрадно, в них более чем в два раза увеличены инвестиции частного капитала».
 
Однако инвестиционный климат в республике за годы руководства Мамсурова имел тенденцию к ухудшению, если судить по рейтингу инвестиционной привлекательности регионов России агентства «Эксперт РА», на который ориентируется руководство Северной Осетии (о чем глава республики сообщил в своем последнем инвестиционном послании).  
 
Инвестиционный климат в республике за годы руководства Мамсурова имел тенденцию к ухудшению
 
В рейтинге «Эксперт РА» 2005-2006 годов Северная Осетия единственной из регионов Северного Кавказа оказалась в группе субъектов федерации с умеренными рисками (61 место в стране). В прошлогоднем же рейтинге Северная Осетия по совокупному уровню рисков заняла 74 место (годом раньше вообще занимала 80 место), а это уже группа регионов с высокими рисками, куда входят и другие республики СКФО (см. таблицу 2).
 
Особенно тревожно выглядит резкое усиление криминальных рисков: если десять лет назад Северная Осетия в рейтинге «Эксперт РА» занимала по этому параметру 48 место, то в последней версии опустилась на 82-е (хуже – только Дагестан). При этом инвестиционный потенциал республики остается неизменным – в середине седьмого десятка российских регионов (ранг — незначительный).
 
 
Долгострои республиканского значения
 
Низкое качество инвестиционного климата проявилось, в частности, в том, что за последние годы в Северной Осетии сорвалась или была отложена реализация ряда крупных инвестпроектов, которые громко преподносились как будущие локомотивы экономического роста.
 
Прежде всего в этом ряду следует назвать горнолыжный курорт «Мамисон», анонсированный еще в середине прошлого десятилетия. Первоначально это был сравнительно небольшой проект, но уже в 2010 году он оказался самым крупным курортом в рамках туристического кластера Северного Кавказа (196 км трасс, 50 подъемников, общая площадь – 84 тысячи га).
 
Однако реализация проекта столкнулась с серьезными трудностями. Для мегакурорта так и не удалось найти частного «якорного» инвестора (первоначально предполагалось, что им станет Уральская горно-металлургическая компания, которой принадлежит владикавказский завод «Электроцинк»), хотя работы по строительству транспортной и инженерной инфраструктуры за счет бюджетных средств все же начались.
 
Но в середине прошлого года вице-премьер российского правительства Александр Хлопонин, выступая в Совете Федерации, не назвал «Мамисон» в числе курортов Северного Кавказа, которые могут рассчитывать на приоритетную господдержку. По его словам, построить его будет «подороже, чем Сочи».
 
Тем не менее проект не был «похоронен» – строительство подводящей инфраструктуры продолжилось. Осенью прошлого года министр туризма, предпринимательства и инвестиционной политики Северной Осетии Алан Диамбеков сообщил, что из 2 млрд рублей, выделенных на эти цели, освоено 80%, а вскоре после этого правительство республики утвердило проект планировки территории «Мамисона».
 
Но если вспомнить, что первых туристов на новом курорте планировалось принять еще в 2014 году, то приходится констатировать, что подготовительная стадия проекта значительно затянулась.  
 
За последние годы в Северной Осетии сорвалась или была отложена реализация ряда крупных инвестпроектов.
 
С серьезными проблемами столкнулись и другие серьезные инвестиционные начинания на территории Северной Осетии, причем вне зависимости от того, кто выступал инициатором проектов – госкорпорации, частные холдинги федерального уровня или местный бизнес.
 
Еще в 2012 году ОАО «РусГидро» приостановило реализацию проекта строительства Зарамагской ГЭС-1, который был призван снизить энергодефицит Северной Осетии. На достройку электростанции требовалось 20 млрд рублей, но гидроэнергетическая компания столкнулась с дефицитом средств на реализацию инвестпрограммы, а руководство Северной Осетии отменило для нее льготы по налогам.
 
В результате проект был возобновлен только в начале этого года, а начало исполнения договора на поставку мощности для Зараманской ГЭС-1 было перенесено на 1 января 2019 года.
 
Сложной оказалась и судьба проекта строительства цементного завода в городе Алагире, заявленного той же УГМК также еще в прошлом десятилетии. Сначала планировалось, что это предприятие, способное полностью удовлетворить потребности республики в цементе, откроется в 2010 году, но его строительство началось только в феврале прошлого года.
 
Причиной переноса реализации проекта стал сначала экономический кризис 2008-2010 годов, а затем серия экологических протестов (истории взаимоотношений УГМК с «экологической общественностью» КАВПОЛИТ посвятит отдельную статью).
 
Из затянувшихся инициатив местных инвесторов можно назвать, к примеру, проект расширения производства животноводческого предприятия «Мастер-Прайм. Березка», выпускающего молочную продукцию высокого качества.
 
Еще в 2012 году проекту был присвоен статус приоритетного, затем было заключено соглашение о намерениях с «Внешэкономбанком», но получение финансирования уперлось в проблему нехватки земельных ресурсов, решить которую на уровне руководства республики компании пока так и не удалось.
 
Репутационные издержки
 
Наконец, говоря об экономических итогах десяти лет работы Таймураза Мамсурова во главе Северной Осетии, нельзя не вспомнить о громких скандалах последних двух лет в финансовой сфере республики.
 
Всего за год Северная Осетия лишилась трех крупнейших банков («Банк развития региона», «Диг-Банк» и «Арт-Банк»). И каждый раз банковский крах сопровождался привлечением правоохранительных органов.  
 
Всего за год Северная Осетия лишилась трех крупнейших банков — «Банка развития региона», «Диг-Банка» и «Арт-Банка».
 
К этим нашумевшим историям нужно добавить и двукратное банкротство некогда прославленного владикавказского футбольного клуба «Алания», который первый раз был лишен профессионального статуса в 2006 году, затем смог вернуться в Премьер-лигу, но затем вновь оказался на грани краха.
 
К чести руководства Северной Осетии, следует сказать, что республиканские власти предпринимали все усилия, чтобы минимизировать последствия банковских и футбольных скандалов. Особенно успешно это удалось в истории с крахом «Диг-Банка», обманутые вкладчики которого получили через суд свои деньги.
 
Однако репутационные издержки также оказались велики. В многочисленных рейтингах глав российских регионов Таймураз Мамсуров давно обосновался на последних строчках (в частности, в рейтинге эффективности губернаторов «Фонда развития гражданского общества» ему так и не удалось покинуть «подвал»). Но интрига вокруг кандидатуры его преемника может сохраниться до последнего.
 
Филипп Громыко
журналист