Деловой Петербург. Область низкого давления
Александр Дрозденко руководит регионом 3 года, он сменил на этом посту Валерия Сердюкова, при котором работал вице-губернатором. Последние несколько лет своего правления Валерий Сердюков заметно проигрывал возглавлявшей Петербург Валентине Матвиенко, которая инициировала множество мегапроектов и лоббировала объединение города и области. Сменивший Валентину Матвиенко в 2011 году Георгий Полтавченко свернул многие инициативы предшественницы, развитие города фактически остановилось. На его фоне Александр Дрозденко выглядит эффективнее и даже, по данным Фонда гражданского общества, может попасть в первую двадцатку Рейтинга эффективности губернаторов, который будет опубликован в июне.
Правила - застройщикам
Ленобласть - первый регион, который в 2012 году разработал и предложил программу «Социальные объекты в обмен на налоги». Согласно документу, до 70% налогов, уплаченных застройщиком в бюджет региона, идет на выкуп у него социальных объектов. В итоге многие компании перерегистрировали свои подразделения в Ленобласти, и в 2014 году объем налоговых поступлений от строителей в бюджет составил 1,8 млрд рублей, в ближайшие 3 года власти ожидают еще 9 млрд рублей. Уже подписаны 17 соглашений по программе, планируется построить 44 детских сада и 15 школ. В стадии строительства находится 5,7 млн м2 жилья.
Эта программа стала компромиссом между властью и бизнесом и выигрыш но отличает Ленобласть от Петербурга, который переложил нагрузку по социальным объектам на строителей. «Создание правил игры - это визитная карточка нынешней администрации региона. Этот подход позволил достичь высоких показателей в строительной сфере», - отмечает гендиректор «УНИСТО Петросталь» Арсений Васильев.
Не обошлось без крупных конфликтов. Власти нашли множество нарушений региональных нормативов градостроительного проектирования, проекты планировки территорий были отменены у компаний «Дальпитерстрой», NСС, «Град» и др., их вынудили понижать высотность и плотность застройки.
Законы - инвесторам
Спад инвестиций в Ленобласти, по данным Росстата, в 2014-м составил 30,7% (54,9 млрд рублей). Но власти объясняют это тем, что в 2009-2012 годах наблюдался пик активности крупных проектов федерального масштаба (газопровод «Северный поток» за 296 млрд рублей, нефтеналивный терминал «Балтийская трубопроводная система - 2» за 130 млрд рублей и т. д.). Чтобы привлечь новых инвесторов, Александр Дрозденко перекроил закон об инвестиционной деятельности.
В новом документе сохранилась льгота по налогу на прибыль - 13,5 вместо 18% - и нулевая ставка налога на имущество, минимальная планка инвестиций составила 300 млн рублей (для отдаленных районов - 50 млн рублей). Для получения льгот средства должны быть инвестированы в течение 3 лет (ранее срок не был ограничен), а период предоставления льгот зависит от объема инвестиций.
Льготы получили и девелоперы индустриальных парков. Для них ставка по налогу на прибыль снижена до 13,5%, а ставка по налогу на имущество - до 0%. Льготы предоставляются на 4 года, в течение 6 лет с момента присвоения статуса индустриального парка. Кроме того, власти региона разработали законопроект о государственно-частном партнерстве, прописав правила игры для инвесторов. Подхлестнуть экономику планируется, создав два государственных индустриальных парка, пищевой кластер, швейный кластер (в Пикалево), нанопарк в Гатчине.
«Власти определили правила игры для бизнеса.
Экономические результаты пока оценить непросто, потому что наложилось влияние кризиса. Но важно заниматься не только крупным бизнесом, но и уделять внимание среднему и малому», - говорит Василий Кострица, управляющий «ЛСР. Базовые материалы - Северо-Запад».
Повезло с бюджетом
Если соседний Петербург вынужден урезать расходы на фоне экономического кризиса, то Ленобласти повезло, ее бюджет вырос: крупные налогоплательщики получают прибыль в валюте и увеличили объем отчислений в казну.
Профицит бюдже та в 2014 году составил почти 14 млрд рублей. Ранее планировалось, что дефицит составит 9,6 млрд рублей. В 2015 году доходная часть бюджета составит 80 млрд рублей, а расходы - 90,4 млрд рублей. Хотя в правительстве не исключают, что на фоне кризиса поступления по налогу на прибыль упадут на 12 млрд рублей. В этом случае власти намерены урезать расходы, в том числе по госзакупкам, но исключая социальную сферу.
Следующий год вряд ли станет столь успешным, но прогнозировать чиновники не берутся: многое зависит от макроэкономической ситуации. «Мы не урезаем бюджет, в отличие от других субъектов, где идет сокращение расходов. Мы будем выполнять обязательства в социальной сфере и вкладывать средства в развитие», - говорит глава комиссии по бюджету Законодательного собрания Николай Пустотин.
«Несмотря на кризис, удалось сохранить экономический потенциал региона, увеличить объем бюджетных поступлений. Дальше работать будет сложнее. Важно в этой ситуации выжать максимум ресурсов для роста доходов бюджета и развития производства», - подытоживает глава ЛТПП Кирилл Поляков.