СМИ об исследованиях

  |  16 мая, 2015   |   Читать на сайте издания

http://www.sovsibir.ru: От партии Интернета до путинского большинства

Интернет стал более лояльным к действующей власти, утверждают эксперты Фонда развития гражданского общества
 
Интернет перестал быть средой, враждебной для действующей власти — такие выводы позволяют сделать проведенные масштабные исследования. Оказывается, за последние несколько лет аудитория Сети прошла путь от партии Интернета до путинского большинства. В 2014 году произошел резкий рост доверия к Владимиру Путину, в том числе в связи с возвращением Крыма в состав Российской Федерации. Уровень доверия вырос с 45 — 48 процентов (2012 и 2013 годы) до рекордных 85 процентов (данные ФОМ на конец апреля 2015 года).
 
Политический климат в Рунете
Кардинальные изменения политического климата в Рунете произошли за последние два года. Из оппозиционного, негативного пространства для власти он превратился в значительно более лояльную среду, в которой доминирующее значение приобрела патриотическая общественно-политическая повестка.
 
В большой степени на это влияли несколько факторов: расширение демографического состава пользователей Интернета в России за счет жителей средних, малых городов и сел, а также людей среднего и старшего возраста; общее повышение уровня доверия к Президенту Владимиру Путину; появление и активизация в социальных сетях медиаторов и лидеров мнений патриотической направленности, в том числе знаковых медийных персон; резкое вовлечение патриотически настроенной аудитории в социальных сетях в политические дискуссии в начале 2014 года в связи с событиями на Украине и возвращением Крыма в состав России.
 
Против телевизора
В период 2010 — 2011 годов распространенной темой в экспертном сообществе были рассуждения о том, что в стране сформировалась некая абстрактная оппозиционная партия Интернета в противовес партии телевизора. Продвигался тезис, что свободное информационное пространство неизбежно приводит к критическому отношению к действующей власти, в то время как пространство телевизионное — наоборот.
 
Но к настоящему моменту можно констатировать, что Россия интернетная и Россия телевизионная вполне смогли ужиться на одной территории. Более того, Россия телевизорная за последние годы массово пришла в Интернет и обосновалась в нем в качестве полноценного участника информационных процессов в социальных медиа, однако не стала частью протестного движения, как это прогнозировалось некоторыми экспертами, а, наоборот, существенно изменила политический сетевой ландшафт.
 
В течение последнего десятилетия Россия, как и большинство развитых стран мира, переживала интернет-бум, связанный с массовым распространением доступа в Интернет. За прошедшие десять лет уровень проникновения Сети вырос примерно с 18 до 65 процентов.
 
Сами провоцировали
Также можно отметить, что на резкий рост активизации патриотически настроенных слоев населения в социальных медиа невольно повлияли более политизированные, антироссийски настроенные пользователи из Украины, которые сами провоцировали политические дискуссии и вовлекали ранее в целом неактивные слои российских пользователей в регулярное обсуждение общественно-политического контента, первоначально связанного в основном с событиями на Украине и в Донбассе. С учетом того, что структура социальных сетей в России и на Украине фактически идентична, а подавляющее большинство украинских пользователей используют русский язык для онлайн-общения, данная ситуация наблюдалась на всех площадках — от «Одноклассников» до YouTube.
 
Таким образом, события на Украине и возвращение Крыма стали тем триггером, который вовлек широкие патриотически настроенные слои пользователей социальных сетей в регулярное обсуждение политической повестки в социальных сетях. Это продолжается до сих пор, несмотря на произошедшее снижение актуальности информационного фона вокруг Украины.
 
Резонансные темы
Для иллюстрации тезиса о существенном изменении политического климата в российских социальных сетях целесообразно обратиться к анализу реакции пользователей на различные резонансные сюжеты. Подобная работа проводилась аналитиками Фонда развития гражданского общества в закрытом режиме еженедельно с начала 2013 года. Сегодня уже накоплен большой объем данных. Анализ проводился при помощи различных инструментов, в том числе адаптированной для изучения Рунета аналитической платформы Crimson Hexagon. Полученные данные нельзя считать абсолютно точными, однако уровень погрешности после ручной проверки результатов составляет в среднем не более 3 — 4 процентов.
 
Однако распределение мнений в социальных сетях не является проекцией распределения мнений по данным вопросам в обществе в целом. Это связано с тем, что в дискуссиях, как правило, участвуют заинтересованные группы пользователей — те, кого та или иная тема касается в первую очередь, в то время как массовая аудитория либо принимает минимальное участие в дискуссии, либо не принимает его вовсе. Тем не менее при помощи анализа этих дискуссий можно определить, насколько мобилизованы различные политические группы в данный момент и насколько активно они отстаивают свою политическую позицию.
 
Первоначально можно обратиться к распределению мнений пользователей социальных сетей по нескольким резонансным общественно-политическим сюжетам за 2013 год. Несмотря на то, что в 2013 году политическая обстановка в Рунете уже стабилизировалась и не была столь негативной, как в конце 2011 — начале 2012 года, приведенные диаграммы все равно свидетельствуют о негативном характере обсуждения общественно-политической повестки. Совсем другая картина распределения мнений наблюдается в 2014 и 2015 годах.
 
Кого подвергли жесткой критике
Примечательно, что патриотический сегмент Сети в значительной мере самодостаточен и в последние полтора года зачастую самостоятельно формирует общественно-политическую повестку в социальных сетях.
 
Яркий пример — скандал с украинским телеведущим Грачёвым на НТВ в начале апреля 2015 года. Несмотря на то, что телеканал занимает в целом лояльную позицию по отношению к властям страны, патриотическая аудитория социальных сетей все равно подвергла его жесткой критике за назначение «антироссийского» ведущего. Примерно такая же реакция на выступление Андрея Макаревича на Украине и его заявления в поддержку украинской стороны (сентябрь 2014 года).
 
Таким образом, сейчас патриотический сегмент в социальных медиа слабо зависит от общественно-политической повестки, создаваемой либерально-оппозиционным сегментом социальных сетей.
 
Наиболее вероятно, что в ближайшие два года этот процесс будет продолжаться вне зависимости от информационного фона, в том числе в связи с дальнейшей экспансией в социальные медиа более консервативных слоев населения. 
 
 
Подготовила Валентина МАЛЬЦЕВА