СМИ об исследованиях

  |  08 мая, 2015   |   Читать на сайте издания

http://publishernews.ru: Геннадий Косов о феномене "путинского большинства" в Рунете

Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) презентовал годичную программу по социально-политическому исследованию так называемого «путинского большинства». Основные моменты этой программы комментирует руководитель филиала ФоРГО в г. Ставрополе Геннадий Косов.
Под путинским большинством, согласно аналитической записке Фонда, понимается «широкая общественная и политическая коалиция граждан, представляющих практически все социальные слои и группы российского общества, являющихся сторонниками Владимира Путина, разделяющих его идеологию, последовательно поддерживающих его программу и политические действия». Однако это не все люди, голосовавшие на выборах за Владимира Путина, а та часть его электората, которая выполняет консолидирующую функцию и наиболее активно и ярко себя проявляет. Высокая политическая и гражданская активность «путинского большинства» проявляется в том числе и на просторах Рунета. В последние примерно пять лет и сторонники Владимира Путина, и представители патриотического спектра стали доминировать на просторах Рунета, хотя до этого представители непримиримой оппозиции и заявляли, что Интернет является специфической площадкой оппозиции, при этом сторонников власти они называли «партией телевизора».
По мнению Геннадия Косова, ошибаются те, кто считает, что причины усиления со стороны «путинского большинства» на просторах Интернета – это усилия специально организованных служб, «кремлевских ботов». Происходящие процессы более масштабны и серьезны.
Среди факторов, повлиявших на изменение структуры политических мнений в Рунете, прежде всего изменение демографического состава пользователей Сети. Из игрушки или рабочего инструмента «прогрессивного» и относительно молодого населения мегаполисов он превратился в демократичное средство коммуникации всех слоев населения, в том числе и пенсионного возраста. От года к году число «возрастных» пользователей увеличивается. Кроме этого, «партия телевизора» пришла в сеть «с уже сложившейся системой политических координат, не говоря уже о базовых идеологических установках, которые оказались гораздо более консервативными, чем то, что могли предложить им противники действующей власти», – отмечает руководитель ФоРГО Константин Костин.
Руководитель Ставропольского филиала ФоРГО Геннадий Косов считает, что «путинское большинство» имеет тенденцию к дальнейшему расширению. Так, начиная с 2000 г. Владимир Путин является самым популярным политиком в стране. Об этом говорят результаты социологических исследований. Фундамент формирования «путинского большинства», по мнению экспертов Фонда, скреплен рядом идеологических принципов, предложенных президентом страны в ходе первого срока: субъектность России как государства, которая определяет направление своего развития в интересах всех граждан страны; патриотизм; демократия, народное представительство во власти; рыночная экономика как система для повышения уровня жизни людей; социальная справедливость и гарантии для всех граждан России; стабильность как необходимое условие для поступательного развития страны и устойчивого развития.
Эти базовые принципы позволяют от года к году расширять ряды «путинского большинства», объединяться и рабочим, и предпринимателям, и служащим. В этом контексте, по мнению главы ФоРГО Константина Костина, «путинское большинство» является надпартийной коалицией, которая поддерживает Владимира Путина, разделяет его программу, идеологию и политические действия».
Кроме этого, существуют еще ряд предпосылок для расширения «путинского большинства». Так, после воссоединения Крыма и Севастополя с Россией в 2014 г. путинское большинство выросло до максимальных количественных показателей (76% электоральный рейтинг и 85% рейтинг доверия согласно опросу Фонда общественного мнения (ФОМ) за апрель 2015 года).
Существенную роль в обеспечении количественного и качественного роста «путинского большинства» сыграло также политическое, дипломатическое и экономическое давление со стороны ряда США, ЕС и их союзников в отношении России. В данном случае вокруг национального лидера людей сплотило чувство неприятия несправедливости. Россияне не приемлют грубого давления, политики двойных стандартов в отношении своей страны, нарушения Западом целого ряда декларируемых им самим принципов поведения на международной арене. Кроме того, люди видят, что Владимир Путин действует в интересах своей страны и всех её жителей наилучшим образом, в том числе и в кризисных ситуациях, а потому достоин доверия и поддержки.
Рост уровня электоральной поддержки Владимира Путина (76% по данным ФОМ и 62% по данным Левада Центра за апрель 2015 года) позволяет сделать вывод о расширении путинского большинства.
Возникает вопрос о демократии с «российским лицом» в государстве, по отношению к которому мы употребляем выражение «субъективность России как государства». Вообще современные политологи давно спорят о феномене так называемых «демократиях с прилагательными». Как отмечает Геннадий Косов, это отдельный и сложный разговор. Однако представители «путинского большинства» убеждены, что в России должна быть демократия. Из них большинство полагает, что по своему типу она должна отличаться от той модели, которая характерна для европейских стран (57%). Эти данные можно расценивать как поддержку идейной доктрины Владимира Путина о праве нашей страны самостоятельно определять направление своего развития, включая конкретные формы демократического устройства.
Геннадий Косов считает, что «путинское большинство» оказывает и будет оказывать серьёзное влияние на политику и общественную жизнь. Оно проявляет себя ежедневно. «Путинское большинство» можно рассматривать как ресурс для развития страны и перемен.
Понимаем, что результаты, которые представил Фонд, вызовут неоднозначную реакцию в среде оппозиции. Видимо, мы услышим множество контраргументов. Это связано и с отношением к Путину, и с точностью социологических исследований. Но можно как угодно относиться к Путину, можно как угодно называть людей, его поддерживающих. Это будут зависеть только от мировоззренческой позиции оппонентов. Мы же предлагаем социологические факты и их анализ.