http://inukrnews.com: Путинское большинство делает погоду
За последние два-три года русскоязычный сегмент интернета кардинально изменился: политическую повестку в нем теперь формируют сторонники курса президента. К таким выводам пришли эксперты близкого к Кремлю Фонда развития гражданского общества (ФоРГО). По их прогнозам, в ближайшие годы в онлайн-дискуссии все активнее будут вовлекаться пенсионеры.
Фонд развития гражданского общества (ФоРГО), возглавляемый бывшим начальником управления по внутренней политике администрации президента Константином Костиным, в рамках исследования феномена путинского большинства изучил поведение сторонников президента в рунете.
Эксперты пришли к выводу, что за последние два-три года политические настроения в сети значительно изменились. «Об этом, в частности, говорит проводимый фондом еженедельный анализ мнений в социальных сетях по наиболее резонансным темам общественно-политической повестки. Работа проводится нами уже несколько лет, и мы наблюдаем существенное, если не кардинальное, изменение реакции аудитории на в общем-то схожие информационные поводы», — говорит главный эксперт центра мониторинга и анализа процессов в медиа ФоРГО Станислав Апетьян.
Путинское большинство делает погоду
«Президентом вы не будете никогда»
Владимир Путин подвел итоги 15 лет у власти
Как отмечают эксперты, на рубеже десятилетий, вплоть до 2012 года, среди экспертов и журналистов доминировало убеждение, что пространство интернета и социальных сетей по определению враждебно власти. Даже родился термин «партия интернета», которая в своих политических взглядах якобы противостоит «партии телевизора». Считалось, что первая в массе своей, пусть и с разных, порой диаметрально противоположных позиций, относится к власти резко критически, вторая в подавляющем большинстве голосует за президента Владимира Путина, премьер-министра Дмитрия Медведева и «Единую Россию».
«Казалось бы, прошло всего несколько лет, но сейчас едва ли хоть кто-нибудь в здравом уме будет воспроизводить этот тезис применительно к нынешним настроениям в интернет-среде, — сообщил "Ленте.ру" Станислав Апетьян. — Сейчас уже нельзя говорить о "партии телевизора" или "партии интернета": человек в сети может быть как сторонником курса президента, так и оппозиционером».
По его словам, оппозиционно настроенные эксперты и активисты успокаивают себя доводами, что все дело в технических манипуляциях, что «во всем виноваты кремлевские боты». «Но и до некоторых из них начинает доходить мысль, что происходящие процессы несколько масштабней и серьезней», — говорит эксперт.
ФоРГО в своем исследовательском проекте пытается ответить на вопросы, как произошла данная трансформация, какие факторы оказались решающими и чего можно ожидать в краткосрочном и среднесрочном периоде с точки зрения политического климата в сети.
Путинское большинство делает погоду
Кадры для Путина
Народный фронт готовит рейтинг активистов
Немало пользователей после этого уже постоянно участвуют в политических дискуссиях, в том числе по исключительно внутриполитическим информационным поводам. Более того, многие мигрировали на наиболее политизированные площадки Facebook и Twitter, обеспечив за последние полтора года существенный рост аудитории патриотических медиаторов и лидеров мнений.
В ФоРГО делают вывод, что политические настроения в сети больше не «вещь в себе» и отражают ситуацию во всем обществе. Динамика изменения этих настроений теперь почти полностью зависит от того, как меняются общественные установки и мнения, фиксируемые, к примеру, национальными социологическими службами.
По прогнозам экспертов, в ближайшие два-три года процесс вовлечения массовой аудитории в социальные сети продолжится. И сильнее всего затронет старшую возрастную категорию пользователей — людей предпенсионного и пенсионного возраста, многие из которых уже имеют доступ к сети. Постепенно они присоединятся к общественно-политическим дискуссиям в социальных медиа.
В фонде прогнозируют, что к президентским выборам 2018 года не только социальные сети будут влиять на политические настроения широких слоев населения, но и базовые политические установки большинства граждан будут определять политический климат социальных сетей.
Путинское большинство делает погоду
То, что теперь как сторонники курса президента, так и его противники сосуществуют в едином коммуникационном пространстве, отмечает и президент Института региональных проектов и законодательства, бывший депутат Госдумы Борис Надеждин. «Раньше в сети была самая образованная и немногочисленная часть населения, соцсети были не так развиты, как сейчас. Большую роль здесь играет технический прогресс, и сторонники курса президента в интернете побеждают чисто математически», — говорит он. По словам Надеждина, меняется и телеаудитория: среди своих студентов он не нашел ни одного, кто смотрел бы телевизор.
В то же время председатель комиссии Общественной палаты по развитию информационного общества Дмитрий Бирюков подчеркивает, что для пенсионеров пресса и ТВ по-прежнему важнее, чем интернет. И среди людей среднего возраста много тех, кто воздерживается от ведения политических дискуссий в сети. «Мы проводили в Москве опрос среди людей старше 35 лет и выявили, что 80 процентов респондентов читают газеты, а в интернете получают лишь справочную информацию», — говорит Бирюков.
В среду, 6 мая, Фонд развития гражданского общества представит новую долгосрочную исследовательскую программу по изучению путинского большинства.
Автор термина «путинское большинство», политолог Глеб Павловский, ввел его в политический оборот накануне выборов 1999 года. Под ним авторами проекта движения «Единство» понималась вещь сугубо технологическая — достижение в Госдуме после выборов в нижнюю палату парламента комфортного для правительства и, соответственно, бывшего тогда его председателем Владимира Путина, большинства. С выдвижением Путина в качестве кандидата в президенты в 2000 году под «путинским большинством» подразумевают уже избирателей Владимира Путина, и шире — всю базу поддержки власти и президента.
Дина Ушакова