СМИ об исследованиях

  |  07 мая, 2015   |   Читать на сайте издания

http://kavkaz-expres.ru: Политические настроения в рунете: вчера и сегодня

6 мая 2015 года Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) презентовал новый продукт «От «партии интернета» к «путинскому большинству»: изменение политических настроений в Рунете». Сегодня в Ставропольском филиале ФоРГО прошел «круглый» стол, на котором социологи и политологи Ставрополя и Пятигорска обсудили основные идеи, представленные в исследовании Фонда.
 
Кандидат социологических наук, доцент Ольга Волочаева отметила, что увеличение роли новых информационно-коммуникационных технологий в аккумулировании гражданской информации и оживлении политического участия населения. Интернет, одной стороны, действительно способен служить платформой для проведения информированной, интерактивной политики, стимулирующей политическое участие и расширяющей границы процесса принятия политических решений, а с другой, любая технология, и Интернет в частности, зависит от тех, кто ее применяет. Поэтому реальное воздействие Интернета на политику должно не провозглашаться как данность, а пристально изучаться.
 
Интернет предоставляет электорату два уровня автономии. Во-первых, он дает доступ к информации тем пользователям, которые не удовлетворены другими средствами массовой информации. Во-вторых, он дает возможность общения без вмешательства политиков и обеспечивает полем деятельности тех людей, которых не устраивают традиционные формы политического участия, но кого все же интересует политическая деятельность.
 
Однако Интернет-политика подходит не всем. Некоторые люди предпочитают строгие иерархические связи с формальными организациями политической системы. Более горизонтальные аспекты Интернет-политики для них не представляют интереса. В любом случае, не Интернет способствует развитию тяги граждан к автономии, а люди, жаждущие автономии, обращаются к Интернету как к способу выразить собственное мнение. Если политическая система государства основана на четкой иерархии и субординации, то Интернет выполняет роль публикации меседжей и запросов граждан. Если они ощущают неудовлетворенность положением дел в безответной политической системе, то Интернет используется политическими активистами, не будучи напрямую направлен на увеличение политического представительства. Интернет может сыграть инновационную роль в политической
 
практике только в качестве открытого независимого политического канала при широком участии граждан.
 
Руководитель филиала ФоРГО в г. Ставрополь, доктор политических наук, профессор Геннадий Косов отметил, что несколько лет назад считалось, что Интернет является враждебной для политической власти средой. Фонд отмечает, что «за последние два года политический климат в Рунете претерпел кардинальные изменения. Из оппозиционного, негативного пространства для власти, он превратился в значительно более лояльную среду, в которой доминирующее значение приобрела патриотическая общественно-политическая повестка». Руководитель ФоРГО К. Костин считает, что существенная трансформация общественного-политического пространства Рунета произошла под влияние четырех факторов, таких как расширение демографического состава пользователей Интернета в России за счет жителей средних, малых городов и села, а также людей среднего и старшего возраста. Средний пользователь Рунета перестал существенно отличаться от среднего жителя страны в целом как по своим демографическим характеристикам, так и по политическим взглядам.
 
Сказалось и общее повышение уровня доверия к Президенту Российской Федерации В.В.Путину среди населения страны, которое продолжается с конца 2013 года по настоящий момент.
 
В третьих появление и активизация в социальных сетях медиаторов и лидеров мнений патриотической направленности, в том числе, знаковых медийных персон.
 
И наконец, резкое вовлечение патриотически настроенной аудитории в социальных сетях в политические дискуссии в начале 2014 года в связи с событиями на Украине и возвращением Крыма в состав Российской Федерации.
 
Представляется, что именно события в Крыму и на Украине послужили катализатором активизации вчера еще молчаливого и аполитичного большинства в простарнатве Рунета. «Произошел резкий рост политизации ранее фактически аморфных в политическом плане массовых социальных сетей «Вконтакте» и «Одноклассники», где появились сотни различных сообществ патриотической направленности, многие из которых очень быстро набрали аудиторию в десятки и сотни тысяч пользователей», - говорится в исследовании ФоРГО. Более того, происходит процесс увеличения патриотической аудитории, патриотических медиаторов и лидеров мнений в Facebook и Twitter, которые ранее представлялись как оппозиционные существующей власти.
 
Когда речь идет об изменении политических настроений среди пользователей Рунета, которые к настоящему моменту составляют уже более 60% населения страны, невозможно говорить об этом в отрыве от политических настроений в обществе в целом.
 
В 2014 году произошел резкий рост доверия к Владимиру Путину, в том числе, в связи с возвращением Крыма в состав Российской Федерации. Уровень доверия вырос с примерно 45-48%, на которых находился на протяжении 2012-2013 годов, до рекордных 85% (данные ФОМ на конец апреля 2015 года).
 
Отметим, что рост доверия к Президенту и его политическому курсу характерен для всех социально-демографических групп в равной мере (данные ФОМ). Можно констатировать, что по сравнению с периодом 2010-11 годов (и даже периодом 2012-13) не только расширился демографический состав пользователей Рунета, но и существенно изменились политические настроения населения в целом в сторону поддержки действий Президента и федеральной власти в целом.
 
Эксперты ФоРГО констатируют, что патриотический сегмент Сети в значительной мере самодостаточен и в последние полтора года зачастую самостоятельно формирует общественно-политическую повестку в социальных сетях. В Фонде прогнозируют, что к президентским выборам 2018 года не только социальные сети будут влиять на политические настроения широких слоев населения, но и базовые
 
политические установки большинства граждан будут определять политический климат социальных сетей.
 
Кандидат социологических наук, доцент Александр Гапич отметил, что за последние пять лет политический климат в сети значительно изменился. Исследование, проведенное ФоРГО, «на мой взгляд, достаточно точно отражает тенденции, характеризующие политический сегмент Рунета сегодня. В течение последних пяти лет мы действительно наблюдаем изменение возрастной структуры пользователей Интернета. Число пользователей сети активно растет за счет возрастных слоев населения. Верно и то, что оппозиционный сегмент пока еще существенно превосходит лояльный по уровню вовлеченности аудитории. Однако, скорее всего, так будет происходить и в дальнейшем. Это процесс скорее естественный, поскольку лояльность гораздо легче найти в телевидении и других традиционных СМИ».
 
Гапич отметил, что «при характеристике реакции пользователей на резонансные темы хотелось бы ознакомиться с методологией этого анализа. То есть были использованы алгоритмы sentiment analysis или другие технологии анализа тональности текста. В целом же, вывод о том, что в ближайшее время рост патриотического сегмента социальных медиа будет продолжаться, представляется абсолютно достоверным».
 
Подводя итог «круглого» стола руководитель филиала ФоРГО в г. Ставрополь Геннадий Косов подчеркнул, что, по мнению экспертов Фонда, путинское большинство оказывает и будет оказывать серьезное влияние на политику и общественную жизнь. Оно проявляет себя ежедневно. Более того, путинское большинство можно рассматривать как ресурс для развития современной России.