«В ближайшие год — два для падения рейтинга президента нет причин»
Перед годовщиной присутствия Владимира Путин во власти прокремлевский Фонд развития гражданского общества изучил российский феномен: как вышло, что 9 из 10 россиян поддерживают своего президента. Эксперты настаивают: это уникальная для политики ситуация, аналогов которой не существует. «Часть людей, требовавших отставки Путина четыре года назад, теперь — в путинском большинстве», — фиксирует фонд. Исследование, которое будет представлено публике только через несколько часов, для читателей URA.Ru уже на сайте. Приятного чтения!
В марте исполнилось 15 лет с избрания Владимира Путина на пост президента России, а 7 мая будет три года с момента его инаугурации в 2012-м. Уже известно, что в этот день глава государства проверит исполнение своих майских указов, для чего Общероссийский народный фронт готовит свою собственную оценку органов госвласти. Сегодня же Фонд развития гражданского общества, возглавляемый бывшим начальником управления внутренней политики администрации президента, Константином Костиным, презентует новое понятие «путинское большинство», а также исследование его структуры.
По мнению авторов доклада, речь — о «ядерном электорате» Владимира Путина. Отличительная черта сторонников президента — высокая общественная и гражданская активность. Политологи уверены, что эта коалиция устойчива, обладает потенциалом для расширения и оказывает существенное влияние на политику и общественную жизнь страны.
Предпосылки появления мощнейшего гражданского института в лице сторонников главы государства возникли в 2000-х годах. В период первого президентского срока Владимира Путина россияне высоко оценили его успехи в развитии экономики и ведении внешнеполитического курса. В 2003 году ставка на стабильность, демократию и патриотизм оправдала себя на выборах в Госдуму: собранная из партий «Отечество», «Единство» и «Вся Россия» новая политическая платформа «Единая Россия» при поддержке президента набрала более 37 процентов голосов. А уже в следующем году 73 процента голосов на выборах президента получила кандидатура самого Владимира Путина.
Теперь «армия Путина» достигла исторического масштаба — 76 процентов электорального рейтинга, 85 процентов рейтинга доверия.
Авторы доклада отмечают, что путинское большинство в равной степени сегодня представляют молодежь, пенсионеры и трудоспособное население. Эксперты определили даже географическую «популяцию» сторонников президента. Это жители как крупных, так и мелких городов, сел, райцентров, деревень.
Помимо интеграции Крыма и Севастополя, на возникновение этой категори граждан серьезно повлияли политическое и экономическое давление на Россию.
Вокруг национального лидера людей сплотило чувство «неприятия несправедливости».
«Граждане не приемлют грубого давления, политики двойных стандартов в отношении своей страны, нарушения Западом целого ряда декларируемых им самим принципов поведения на международной арене. Кроме того, люди видят, что Путин действует в интересах России и всех ее жителей наилучшим образом, в том числе и в кризисных ситуациях, а потому достоин доверия и поддержки», — считают политологи ФоРГО.
Председатель экспертного совета ФоРГО Леонид Давыдов называет триумфальное проведение Олимпиады и интеграцию Крыма факторами, «дополнительно структурировавшими и мобилизовавшими путинский электорат». Эти события «откололи» в его пользу часть тех, кто всегда был противником президента. Данную категорию людей Леонид Давыдов условно называет «патриотически настроенными либералами» и отмечает, что с их появлением в «команде» Путина поддержка президента «стала более разнообразной». «Три года назад, в декабре 2011 года, трудно было себе представить, что большинство будет состоять из таких групп. Самое смешное, что часть людей, которые выходили на те митинги и демонстрации, сейчас — в составе „путинского большинства“», — удивляется социолог.
«Наши исследования, в том числе и зарубежного опыта показывают, что подобные вещи являются уникальной российской историей», — объясняет феномен народной любви к президенту руководитель Центра политических исследований ФоРГО Андрей Кочетков. Политолог уверен, что найти пример подобного рода консолидации в современной истории крайне трудно. «Это объясняется особенностями российской демократии, накладывающимися на наши традиции и исторические культурные ценности. Известно, что одной из таких основополагающих ценностей является чувство справедливости, стремление к правде», — считает эксперт.
Отличительной особенностью «большинства» являются демократические убеждения. Однако, по мнению таких людей, демократия должна быть построена не по западному образцу. Сторонники Путина поддерживают его идейную доктрину о праве России самостоятельно определять направление своего развития, «включая конкретные формы демократического устройства».
«„Путинское большинство“ — это достаточно устойчивый параметр. Цифры были стабильны фактически с 2003 года», — подчеркивает председатель правления ФоРГО Константин Костин.
Экс-сотрудник администрации президента отмечает, что «рейтинг Владимира Путина может уменьшаться или увеличиваться, но количество тех, кто разделяет его ценности, идеологию и последовательно поддерживает программу и политические действия, неизменно».
По мнению авторов исследования, основным критическим интерфейсом «путинского большинства» является партия «Единая Россия». Но это вовсе не означает, что сторонники главы государства голосуют только за нее. «„Путинское большинство“ — это надпартийная коалиция. Понятно, что сторонники „ЕР“ среди нее преобладают. Но есть и те, кто входит в ОНФ — „Справедливая Россия“, „Патриоты России“, „Родина“. Среди тех, кто голосует за Путина и поддерживает его программу, есть представители оппозиционных сил — КПРФ, ЛДПР», — поясняет Константин Костин.
В общественной сфере ключевым механизмом проявления активности «путинского большинства» является Общероссийский народный фронт, представляющий собой широкую коалицию самых разных общественно-политических сил, которых объединяет поддержка государственного курса Владимира Путина.
Если «Единая Россия» — это первая скрипка в обеспечении представительства коалиции в органах власти, то ОНФ предоставляет мощные инструменты гражданского контроля над ней.
Ещё одна форма влияния «путинского большинства» — электоральная поддержка кандидатов в губернаторы. Практика показывает, что сам факт одобрения общенационального лидера является решающим для победы на выборах — отмечают в ФоРГО. «Участие кандидатов, пользующихся прямой или косвенной поддержкой Владимира Путина, часто предрешает исход голосования: речь идет о массовом выражении представителями „путинского большинства“ доверия и поддержки президенту через подтверждение его выбора кандидата на ту или иную государственную должность», — рассказывают политологи.
В целом эксперты единогласны, что в ближайшие год — два для падения рейтинга главы государства и уменьшения численности его сторонников нет никаких причин. Вполне возможно, что эти факторы лишь слегка скорректируются с учетом экономической ситуации или политических метаморфоз.