События и комментарии экспертов фонда

  |  28 января, 2015   |   Читать на сайте издания

Рейтинг расточительности возглавил Ямало-Ненецкий округ

Ямало-Ненецкий автономный округ возглавил рейтинг расточительности регионов, запланировав траты на услуги авиачартеров в 300 млн рублей. На втором месте антирейтинга Тюменская область, на третьем — Ханты-Мансийский автономный округ. Об этом «Известиям» рассказали в «Общероссийском народном фронте».

В ОНФ провели мониторинг закупок в 2015 году органами исполнительной власти услуг чартерных перевозчиков. При общем сокращении подобных дорогостоящих закупок в регионах абсолютный рекорд поставил Ямало-Ненецкий автономный округ, чиновники которого хотят потратить на эти цели в 2015 году 300 млн рублей. Подобные планы в нынешних экономических условиях идут вразрез с задачей последовательной экономии бюджетов, поставленной президентом РФ Владимиром Путиным, считает сопредседатель центрального штаба ОНФ, куратор проекта «За честные закупки» Александр Бречалов.

Как рассказали «Известиям» в ОНФ, сумма в 300 млн рублей в ЯНАО стала абсолютным рекордом для рейтингов расточительности — ранее первенство в тратах на запланированные чартерные перелеты было у Вологодской области с суммой 86 млн рублей, затем у Сахалинской области — 44 млн рублей.

— Для передвижения руководство ЯНАО, согласно конкурсной документации, планирует заказывать самолеты повышенной вместимости Airbus А-320 (не менее 164 пассажирских мест, из которых 8 бизнес-, 156 экономкласса), Boеing 737-400 (не менее 158 пассажирских кресел, из них 8 бизнес-, 150 — экономкласс), а также лайнеры повышенной комфортабельности: реактивный самолет CRJ-200LR (не менее 50 пассажиров), CL-600-2B19 CHALLENGER 850 (на 14 пассажиров, VIP-интерьер). Во всех случаях возможны эквиваленты. География полетов помимо внутрироссийских маршрутов распространяется и на иностранные. Также, согласно договору, заказчика необходимо обеспечить на борту сервисными питанием: предпочтение — блюдам местной национальной кухни (северные деликатесы), — пояснили в ОНФ.

Для сравнения эксперты «Фронта» отмечают, что на чартеры в ЯНАО на этот год запланировано в три раза больше средств, чем, например, на реализацию социально значимой госпрограммы «Доступная среда» (99,6 млн рублей), и значительно больше, чем на региональные подпрограммы «Развитие научной и научно-технической деятельности» (221,5 млн рублей) и «Подготовка спортивного резерва» (246,4 млн рублей).

Однако в свою очередь в администрации ЯНАО отмечают, что в регионе существует объективная необходимость использования авиатранспорта.

— Экстремальные климатические и географические особенности определяют высокую стоимость расходов на содержание транспорта. В каждой единице товарно-материальных ресурсов на Крайнем Севере высока транспортная составляющая. А площадь Ямало-Ненецкого автономного округа составляет 770 тыс. кв. км. (это примерно полторы Испании, или две Германии, или десять Чехий). Плотность населения же в 12 раз меньше, чем в среднем по России. При этом автодорог с твердым покрытием — в 41 раз меньше, чем по стране. На Ямале много рек, но навигационный период — крайне короток. Нередко лед с Оби сходит лишь в июне. Так что в отличие от многих субъектов РФ, например, средней полосы России, в большинстве случаев добраться до многих населенных пунктов на территории автономного округа возможно лишь авиатранспортом, — заявили в пресс-службе округа.

Местные чиновники также считают, что расходы на авиатранспорт составляют микроскопическую часть от регионального валового продукта (ВРП). На Ямале — в традиционно мощном регионе-доноре — в прошлом году ВРП составил почти 1,5 трлн рублей.

— Сейчас наш регион активно развивается (85% всей добычи природного газа России и около 10% всей нефти добывается именно в ЯНАО), в том числе это касается и транспортной инфраструктуры, поэтому дистанционно, например с помощью веб-камер, этой стратегически важной территорией управлять невозможно, — заявили в свою защиту в администрации ЯНАО.

На втором месте — Тюменская область. Ее руководство разместило четыре закупки на общую сумму 77 млн рублей. Из них на перелеты самолетами планируется потратить 60 млн рублей, вертолетами — 17 млн рублей.

Пресс-секретарь губернатора Тюменской области Ольга Фролова отметила, что первая причина для размещения госзаказа — географический фактор.

— Тюменская область занимает первое место в России по территории среди областей. Во-вторых, слабо развита автомобильная и дорожная сеть. Весь наш большой северный регион соединяет всего одна федеральная трасса, которая не доходит даже до Салехарда, к тому же находится в ужасном состоянии. Большинство территорий — труднодоступные, до них можно добраться или по «зимнику» или по воздуху. Территория, естественно, требует управления, поэтому губернатор достаточно часто бывает в рабочих поездках, — отметила она.

По словам пресс-секретаря губернатора, чартеры также используются для официальных визитов.

— Например, у нас активно развивается сотрудничество с республикой Казахстан, но прямого авиасообщения с ней нет, только через Москву. Честно говоря, это большая проблема, что многие рейсы нужно выполнять через Москву. Кроме того, часть чартерных рейсов предназначена для летнего отдыха детей на юге России и в Крыму, а также для спортсменов, поскольку в области проходят крупные международные спортивные турниры, — рассказала Ольга Фролова.

Третье место у ХМАО-Югры. В 2012–2013 годах были размещены две закупки на сумму 16,1 млн рублей, в 2014 году — 13 контрактов на 18,9 млн рублей. В нынешнем году правительство региона запланировало чартерных перелетов на сумму 21,8 млн рублей.

В аппарате губернатора ХМАО-Югра также сделали основной упор на то, что больше половины населенных пунктов округа (52,69%) находятся на труднодоступных территориях.

— Чартерные рейсы используются только тогда, когда нет альтернативны в виде постоянного или сезонного автодорожного сообщения, а также подходящего рейсового авиасообщения в необходимый период. В округе в 2014 году были заключены два контракта на осуществление воздушных перевозок на гражданском воздушном судне (вертолет) на общую сумму 20 107 620 рублей. Для осуществления перевозок в 2015 году на основании полученных ценовых предложений от исполнителей, оказывающих идентичные услуги, была сформирована начальная (максимальная) цена аукциона в размере 21 882 510 рублей. Не использованные по итогам года суммы бюджетных обязательств, предусмотренные контрактами, возвращаются в бюджет автономного округа, — уточнили в аппарате губернатора округа.

Руководство Ненецкого АО уменьшило расходы — в прошлом году местные чиновники потратили на чартеры 15,2 млн рублей, а в 2015-м запланировали 14,9 млн рублей — четвертое место.

На пятом — новый фигурант: Хабаровский край. Правительство региона проводит аукцион на оказание услуг по осуществлению внутренних полетов на территории края на сумму 10 млн рублей.

По 9,9 млн рублей запланировали на чартеры Республика Мордовия и Вологодская область — 6–7-е места. В заявке руководства Республики Мордовия значится 83 часа полетов на самолете. При этом в прошлом году регион заключил один контракт на авиачартеры на сумму 6 млн рублей, а в 2012–2013 годах — 4 тендера на 30,9 млн рублей. А Вологодская область, лидер первого рейтинга, составленного год назад, последовательно снижает траты: в 2013 году закупки были размещены на сумму 86 млн рублей, в 2014-м — на 23,8 млн рублей.

Между тем, по информации ОНФ, еще ряд регионов после критики «фронтовиков» значительно сократили свои расходы на авиаперевозки: так, траты Красноярского края, республики Татарстан, Иркутской области и Удмуртии варьируются теперь в диапазоне от 1,9 млн до 5,8 млн рублей. Все вместе они потратили в 2014 году 42,9 млн рублей, а в 2015-м запланировали израсходовать лишь 14,6 млн рублей.

Фигуранты прошлых рейтингов ОНФ — Республика Хакасия, Коми, Саха (Якутия), Пензенская область и Приморский край — вообще воздержались от подобных закупок (на данный момент эксперты ОНФ закупки не обнаружили). Лидер прошлогоднего рейтинга, Сахалинская область, также отказалась от покупки чартеров, однако на ее счету контракт на техническое обслуживание воздушного судна, принадлежащего местным властям, на внушительную сумму в 44 млн рублей.

— В прошлом году мы призывали регионы сократить расходы на чартерные авиаперевозки — и сейчас видим, что в целом руководители регионов нас услышали. Однако появились другие лидеры рейтинга закупок услуг чартерных перевозчиков, среди которых выделяется управление делами правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, запланировавшее в 2015 году потратить на перелеты самолетами и вертолетам 300 млн. рублей. Наших активистов интересует более подробная информация относительно этих трат. Возможно, эти траты оправданны, однако зачем фрахтовать чартерные самолеты, когда можно использовать рейсы регулярного авиасообщения? Эта мера, очевидно, позволила бы существенно сэкономить бюджетные средства всех регионов, представленных в нашем рейтинге, — отметил сопредседатель центрального штаба ОНФ, куратор проекта ОНФ «За честные закупки» Александр Бречалов.

Ранее эксперты проекта ОНФ «За честные закупки» выявили факт расточительства «Почты России», руководство которой сочло необходимым потратить 4 млн рублей на чартерную перевозку грузов офшорной компанией из Москвы в регионы страны.

Эксперты считают, что если чартеры используются не как необходимое средство передвижения, а для роскоши, то такие случаи нужно пресекать. Однако призывают в каждом случае разбираться, чтобы под одну гребенку с расточительностью не попали и поездки в труднодоступные места.

Президент Фонда развития гражданского общества Константин Костин отметил, что в каждом случае важно понять, о какого рода чартерах идет речь и насколько эти расходы оправданны.

— Нужно очень внимательно подходить к этому вопросу, поскольку все субъекты разные. Если это небольшой по пощади регион, который находится в европейской части, где есть нормальная дорожная сеть, то, разумеется, расходы на чартеры в этих условиях являются роскошью, от которой можно отказаться. Если речь идет о тратах на дорогие джеты, то, безусловно, это вызывающая история, с которой надо разбираться. Если же необходимо добраться в районы Крайнего Севера, где нет других дорог, это другой разговор. Туда и продукты первой необходимости доставляют только на самолетах, — отметил Константин Костин.

Он также предположил, что, учитывая непростую экономическую ситуацию, многие губернаторы уже пересмотрели расходы и нашли возможность несколько их сократить.

— Я знаю многих руководителей и их заместителей в регионах, оказавшихся среди лидеров этого рейтинга, которые уже летают экономклассом. ОНФ изначально составлял рейтинг по роскоши. И очень правильно, что под его воздействием некоторые областные администрации отказывались от закупок дорогой мебели, автомобилей. В некоторых районных администрациях такие заявки на закупки были, что я диву давался. Так и здесь — если будут доказаны факты роскошного потребления со стороны органов власти, тогда, конечно, это можно расценивать как вызывающее и недопустимое поведение. И, учитывая то, что у нас не самая хорошая ситуация в экономике, руководителям администраций необходимо будет сделать определенные выводы, — добавил президент фонда.

Член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин также отметил, что жесткого правила, которое можно применять в любых ситуациях к любому региону, здесь быть не может, но в любом случае данные, которые были получены в ходе проверки ОНФ, могут стать предметом для размышления.

— Руководству регионов имеет смысл прислушаться к рекомендации, которая была дана президентом. Подумать, проанализировать, можно ли разумно сократить траты и в этой области. Имеются в виду такие сокращения, которые не создадут препятствий для нормальной работы управленческих органов, хозяйственных и т.д., — отметил Алексей Зудин.

Нынешний рейтинг расточительности регионов стал уже третьим по счету, два предыдущих были обнародованы в январе и октябре 2014 года.