| 19 сентября, 2014 | | | Читать на сайте издания |
Как показали итоги прошедших 14 сентября выборов, претендовать на формирование нового состава Госдумы в 2016 году могут только три партии: «Единая Россия», ЛДПР и КПРФ. Партия «Справедливая Россия», как считают эксперты, может быть выбита из парламентского поля большим количеством новых левых и социалистических партий, которые второй год подряд дробят ее электорат. Заменить ее в Госдуме могла бы сильная либеральная партия, но пока перспектив для ее появления в России эксперты не видят.
По итогам выборов в 13 региональных парламентах и 20 городских советах самые низкие показатели среди парламентских партий оказались у «Справедливой России». На региональном уровне партии удалось преодолеть проходной барьер в Республике Алтай, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Туве и Волгоградской области, на муниципальном — в Улан-Удэ, Элисте, Йошкар-Оле, Чите, Брянске, Вологде, Кургане, Мурманске и Южно-Сахалинске. Причем в большей части региональных и местных представительных органов партии достались третьи места, то есть речь идет об одном депутатском мандате без претензий на ведущие роли и должности.
Как объясняют сами «эсеры», такой результат сложился из-за того, что они были вынуждены отказаться от критики власти, используя только позитивные лозунги, в пользу интересов страны и политической стабильности.
— Думаю, все мои коллеги в парламенте недовольны результатами голосования, за исключением Сергея Неверова (секретарь генсовета «Единой России». — «Известия»). Результаты парламентских оппозиционных партий фактически были принесены в жертву социальному согласию в условиях внешних угроз... Мы не вели традиционную агрессивную избирательную кампанию, понимая, что для нас важно согласие, поэтому эти результаты объективны, — заявил об итогах выборов лидер «Справедливой России» Сергей Миронов.
Однако слова лидера партии явно рассчитаны больше на не посвященную в политику публику, так как и в 2013 году высоких результатов «Справедливая Россия» не показала, уже тогда начав стабильно терять свой рейтинг по стране. На 15 региональных выборах в 2013 году только в трех регионах ей удалось улучшить свои результаты: в Якутии она набрала 16%, в Ростовской области — 8% и в Забайкальском крае, где губернатором тогда стал депутат Госдумы от «Справедливой России» Константин Ильковский, — 10,4%. Но в целом по стране средний уровень поддержки партии составил 5,6%.
Эксперты считают, что и следующий избирательный цикл выборов 2015–2016 годов, напрямую влияющий на формирование нового состава Госдумы, может оказаться для «Справедливой России» неудачным. А в перспективе партия может потерять место в российском парламенте.
— Очевидно, что с учетом общественных настроений гарантии попадания в новый состав Госдумы есть только у трех партий: «Единой России», ЛДПР и КПРФ. Конечно, это не отменяет запрос на нового игрока. Да и не закрывают эти три партии собой весь политический спектр. Хотя идеологические соображения тут вторичны, так как всегда есть запрос на новое, на перемены, — считает глава политической экспертной группы Константин Калачев, не исключающий, что к выборам в Госдуму в России может появиться еще какая-нибудь политическая сила.
С этой точкой зрения отчасти согласен глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин.
— Если говорить о преодолении на выборах в Госдуму 5-процентного проходного барьера, то его пока могут взять только парламентские партии. Шансы уступить партиям второй лиги — непарламентским — пока не просматриваются. Может быть, что-то предпримет «Гражданская платформа» или «РПР-ПАРНАС», потому что на либеральном фланге сейчас пусто. Но у них пока нет ни ресурсов, ни лидеров, — говорит Костин.
По его словам, «Справедливая Россия» начала проигрывать голоса, так как у нее появилось много конкурентов — помимо КПРФ — КПСС, «Коммунисты России» и другие социалистические партии. Также подкосил «эсеров», по мнению эксперта, выход из «Справедливой России» партий «Родина» и «Пенсионеров России», которые вернулись к самостоятельной политической жизни.
— Сейчас партия «Родина» улучшает свои показатели, работает на всех уровнях. Я не связывал бы напрямую падение «эсеров» и роста «Родины», но тем не менее это очень показательно. Поэтому перед «Справедливой Россией» стоят задачи по идеологической и программной перезагрузке партии, решение задачи лидерства, — отмечает Костин.
— Если «Справедливая Россия» будет и дальше искать себя в левой нише, то это путь к гибели партии. Если она станет позиционировать себя как альтернативу, более свежую чем КПРФ, то ее шансы на выживание повышаются. Но пока, кроме Оксаны Дмитриевой в качестве этой альтернативы, я никого в партии не вижу, — считает глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.
Новый состав Госдумы, выборы которого пройдут в 2016 году, будет формироваться по смешанной системе: 50% мест в парламенте получат политические партии, 50 — кандидаты-одномандатники. По новому законодательству право выдвигать кандидатов без сбора подписей имеют лишь те партии, которые будут представлены в региональных парламентах. На сегодня из 75 зарегистрированных Минюстом партий им обладают лишь 14: помимо парламентских — «Яблоко», «Патриоты России», «Родина», «Коммунисты России», Российская партия пенсионеров за справедливость, «Правое дело», «Гражданская платформа», «РПР-ПАРНАС», «Зеленые», «Гражданская сила».
— Выборы в Госдуму очень затратные. Участвовать в них может только партия, обладающая финансами и имеющая доступ к СМИ. Может быть, к парламентским партиям в качестве конкурента добавится «Гражданская платформа», но только в том случае, если к лидерству вернется Михаил Прохоров, — считает глава Института политических технологий Евгений Сучков.