| 03 апреля, 2013 | | | Читать на сайте издания |
Неоднозначная ситуация сложилась вокруг некоммерческих организаций в России. За последние дни неожиданной проверке со стороны прокуратуры подверглись более полутора сотен НКО из 35 субъектов Федерации.
Накануне эксперты Фонда развития гражданского общества опубликовали доклад о развитии институтов гражданского общества в России. Авторы утверждают, что в странах запада некоммерческие организации успешно выступают катализатором реализации механизмов обратной связи между гражданами и правительством. Однако в России, которой следовало бы первой заняться развитием НКО, подобная деятельность наоборот вызывает подозрения.
На сегодняшний день особое внимание прокуратуры приковано к деятельности некоммерческих организаций, которые получают финансирование из-за рубежа. Среди них ассоциация правозащитных организаций «Агора», общероссийское движение «За права человека», международное историко-просветительское правозащитное и благотворительное общество «Мемориал» и другие. Как пояснил происходящее президент страны Владимир Путин, цель проверок — установить, насколько отвечает деятельность тех или иных неправительственных организаций заявленным целям и законам Российской Федерации. Кроме того, власти страны подозревают некоторые НКО в экстремистской деятельности. Однако наибольший общественный резонанс вызывает версия выявления «иностранных агентов».
С одной стороны финансирование подобных организаций за счет зарубежных фондов в России составляет значительный процент. Более того, практика ограничения иностранного влияния на НКО существует во многих странах – так в США осуществляется контроль со стороны ФБР и Управления контрразведки за тем, чтобы НКО не получали финансирования от зарубежных спецслужб. В связи с этим, действия властей вполне адекватны, ведь дальше ознакомительной проверки документов дело пока не зашло. Почему же тогда действия российской прокуратуры вызвали столь бурную реакцию со стороны иностранных правительств? Может быть от того, что они финансируют деятельность некоторых российских НКО со своими целями?
С другой стороны, можно наблюдать явное притеснение правозащитных некоммерческих организаций, давление на них со стороны власти и прокуратуры. На обвинение сотрудников министерства иностранных дел их коллег из США во вмешательстве во внутренние дела России, глава правозащитной ассоциации «Агора» Павла Чиков ответил в твиттере: «МИД обнаглел вконец – вы тут будете нас линчевать, а приличные люди должны вокруг стоять и молчать в тряпку что ли?»
Тем временем блогосфера разделилась на два лагеря. Один из защитников НКО пользователь Ecteli в обсуждении назвал проверки «сбором материалов для легкого общения», а затем предположил, что проводятся они «с целью перевода на кремлевское финансирование. Не всех и каждого, но намеки дадут». Противоположного мнения придерживается Владимир Сапунов, который написал в твиттере: «есть мало тем, по которым моя позиция столь бескомпромиссна, как по поводу политических НКО на иностранные деньги. Ибо вред от них колоссален».
Проверки НКО всколыхнули российское общество. Однако дать однозначную оценку ситуации довольно сложно. Безусловно, власти перешли к крайним мерам, которые привели к осложнению отношений России и западными странами. Вероятнее всего, ознакомительными проверками преследование НКО не закончится, и контроль правительства над этими организациями гражданского общества будет усилен. Вряд ли возможно полноценное развитие в таких условиях.
Обозреватель Noteru.com Екатерина Савельева