| 29 марта, 2013 | | | Читать на сайте издания |
Фонд развития гражданского общества подготовил доклад о состоянии НКО в России. Выводы экспертов Фонда сводятся к тому, что отечественные общественники больше ориентированы на сектор гражданского и экспертного контроля, и очень мало - на социальную сферу. Для переориентации НКО авторы предлагают доверить им часть властных функций. В распоряжении газеты ВЗГЛЯД оказался доклада Фонда развития гражданского общества "Третий сектор" в России: Текущее состояние и возможные модели развития". В докладе, который занимает более ста страниц и поделен на семь глав, подробно описывается роль НКО и их влияние на гражданское общество. Напомним, что Фонд был создан летом прошлого года, а руководит им бывший высокопоставленный кремлевский чиновник Константин Костин. Как напоминают авторы доклада, "третий сектор", в отличие от "второго" (коммерческого) - это катализатор, реализации механизмов обратной связи между гражданами и государством. Эффективная работа "сектора" способствует возникновению у граждан чувства патриотизма и ответственности, гражданской солидарности, формированию активной жизненной позиции, развитию самоорганизации и самоуправления. Своей задачей авторы доклада называют выявление необходимых ресурсов для развития "третьего сектора" - законодательных, политических, организационных и финансовых. Доклад открывает свежая статистика: "По данным на 14.03.2013 г., в разделе "Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях" на сайте Министерства юстиции РФ числятся 405 720 НКО. В этот перечень входят как организации, имеющие статус "исключенных" (184 647), так и статус "зарегистрированных" (221 073)". Из 221 073 зарегистрированных НКО к "третьему сектору" авторы доклада относят 192 956 организаций. "Количество людей, занятых в "третьем секторе", составляет 1,1% экономически активного населения или более 828 тыс. человек. В то же время уровень государственной поддержки этой сферы в России существенно отстает от развитых стран", - признают эксперты фонда Костина. "Невозможно без активной поддержки государства" Авторы доклада обсудили и систематизировали существующую систему мер по финансированию "третьего сектора", а также обобщили не только российский, но и зарубежный опыт взаимодействия "третьего сектора" с властями. Как отмечают авторы, в современных демократиях политическая элита придает большое значение поддержке "третьего сектора", волонтерского и добровольческого движения, а специалисты, занятые в некоммерческом секторе и участвующие в волонтерской деятельности, пользуются особым уважением. "В некоторых странах это закреплено на законодательном уровне, - приводят примеры эксперты. - Так, Конгресс США в марте 2009 года принял "Акт о служении Америке" (ServeAmericaAct). В нем отмечается, что работа в третьем секторе играет важную роль на протяжении всей истории США, а участие американцев в таких формах общественной активности как благотворительность и социальная опека является "жемчужиной национальной традиции страны". Как напоминают авторы доклада, первая леди Соединенных Штатов Америки Мишель Обама является исполнительным директором программы Public Allies Chiсago, в рамках которой проходит подготовка сотен руководителей для некоммерческих организаций, а канцлер ФРГ Ангела Меркель является волонтером движения "Белое кольцо" (Weisser Ring), которое оказывает помощь пострадавшим от криминала. "В Великобритании члены королевской семьи работают в ряде социально ориентированных НКО и курируют некоторые из них. Например, принц Уильям патронирует около двух десятков общественных организаций", - пишут авторы доклада. По мнению авторов доклада, российские некоммерческие организации (НКО) развиваются со значительным перекосом в сторону общественного контроля и экспертизы в отличие от западных стран, где они гораздо больше ориентированы на социальные услуги гражданам. Для сравнения: доля социально-ориентированных НКО об общего числа НКО в развитых странах составляет 60-70%, в России - всего 13,5%. переориентация НКО приведет к изменению отношения граждан к людям, занятым в "третьем секторе". Шесть шагов для "третьего сектора" Авторы доклада предлагают для обеспечения устойчивого развития "третьего сектора" в России следующий набор первоочередных мер. Во-первых, выработать единую государственную концепцию формирования и поддержки "третьего сектора" в России. Она должна не только стимулировать развитие сектора, но и делегировать в итоге НКО часть властных функций по социальным услугам населению. Это, в свою очередь, должно привести к переструктуризации "третьего сектора": должна возрасти доля тех, кто оказывает социальные услуги населению. Во-вторых, создать единую информационную площадку о деятельности "третьего сектора". Предусмотреть появление в ее рамках единой базы данных по грантовым и иным программам, реализуемым за счет средств государства. В-третьих, обеспечить снятие бюрократических преград для доступа НКО к государственному финансированию. Механизм господдержки должен быть простым, открытым, равнодоступным. В-четвертых, установить механизмы компенсационных мер (налоговые вычеты, льготы и т.п.) для коммерческих организаций, предоставляющих средства социально ориентированным НКО. В-пятых, ввести налоговые льготы для организаций "третьего сектора", которые оказывают социальные услуги населению. Наконец, в-шестых, предоставлять средства господдержки не только на реализацию проектов и программ некоммерческих организаций, но и на их операционную деятельность. Во всем мире государственное финансирование получают религиозные организации - как правило, на образовательные программы и помощь социально незащищенным слоям населения. В России, по мнению авторов, институты традиционных конфессий также могли бы получать государственное финансирование на эти виды деятельности. Авторы предлагают создать пул некоммерческих организаций - операторов (Автономная некоммерческая организация (АНО) и предусмотреть, что эти же АНО-операторы должны выступать в качестве партнеров федеральных органов исполнительной власти, чьи социальные функции частично (вместе с необходимым финансированием) могут быть переданы третьему сектору в лице социально ориентированных НКО. Например, Минобраз - различные формы внешкольного образования и детского отдыха, МВД - работа с потерпевшими и профилактика преступности, Минобороны - поддержка поисковых отрядов и патриотическое воспитание и так далее. "Сегодня Запад больше финансирует НКО" Кандидат политических наук Александр Коньков считает, что сегодня в стране даже партии уделяют больше внимание социальным проблемам, нежели неправительственные организации. "В России очень много НКО, которые подключены к глобальным процессам, но практически нет тех, кто занимается социальными проблемами. У нас даже политические партии больше говорят о социальных сфере, чем те же НКО. Наше государство реально заинтересовано в том, чтобы НКО занимались реальными делами, помогали в социальной сфере, чтобы они оказывали помощь", - сказал эксперт. Член Общественной палаты, политолог Сергей Марков считает, что тема совершенно естественна и актуальна. "Действительно в нашем обществе чрезмерное количество контролеров, но мало тех, кто занимается социальными проблемами. Возможно, причина кроется в слабом финансировании НКО", - сказал он газете ВЗГЛЯД. Марков согласен с выводами Фонда о том, что занимающихся социальными вопросами общественников - очень мало. Основная причина, по его мнению, в том, что НКО следуют за финансированием: "Сегодня Запад больше финансирует те НКО, которые занимаются политикой. В самой России НКО финансируются крайне мало". Помимо этого, моральный кризис в российском обществе достаточно высок. "К примеру, донорство. Донорство во всех странах существует на добровольно-моральном уровне, у нас - нет. У нас очевидный моральный кризис общества. Следующий недостаток - слишком высокое налогообложение в этой сфере, в отличие от Запада. "Там все деньги, которые идут на НКО, исключается из облагаемых налогов, у нас - все включено. На благотворительность наши граждане отдают мало денег, - посетовал Марков, - и все из-за того, что у нас - низкий моральный облик".
Теги: демократия, Россия и Запад, НКО, оппозиция, социальные учреждения, правозащитники