| 15 марта, 2013 | | | Читать на сайте издания |
Фонд развития гражданского общества (ФоРГО), который возглавляет экс-глава Управления по внутренней политике Константин Костин подготовил доклад о реформировании системы НКО, в котором доказывается необходимость увеличения финансирования некоммерческого сектора со стороны государства; фонд предлагает сконцентрировать эти средства в ограниченном числе общенациональных НКО и создать посредников-распределителей в семи "стратегических сферах", в том числе религиозной. Об этом пишет в пятницу газета "Коммерсантъ" .
По мнению авторов доклада, некоторые тезисы которого оказались в распоряжении газеты, российский некоммерческий сектор недостаточно финансируется государством. Между тем статистика, которую они приводят в докладе, демонстрирует, что с 2007 года при посредничестве шести НКО-операторов число грантополучателей снизилось с 1224 до 585, а суммы финансирования остались почти на том же уровне.
Авторы доклада предлагают упрочить эту тенденцию к укрупнению НКО, например, создав распоряжением президента пул некоммерческих организаций-операторов и экспертные советы при них по семи стратегическим направлениям: соцпомощь, социально-культурная деятельность, правозащита, военно-патриотическая деятельность, экология, дети, здравоохранение, религия (четыре основные конфессии). По их мнению, посредники могли бы взаимодействовать со всей остальной массой грантополучателей по типу зонтичной структуры.
Для этого, по словам Константина Костина, необходимо четко прописать в законодательстве адресатов грантов - социально ориентированные НКО - и виды их деятельности, а также усилить контроль за финансовыми потоками и отчетностью. Между тем 10 марта в Госдуму уже была внесена поправка, устанавливающая в качестве критерия идентификации социально ориентированной НКО "патриотическое воспитание". Для усиления контроля Костин предлагает создать единый интернет-портал, на котором в том числе "вывешивать черные списки тех, кто не справился с грантом". Кстати, в докладе непрозрачность выделения грантов и слабая осведомленность общества об их финансировании называется одним из факторов, тормозящих развитие некоммерческого сектора. При этом Костин не опасается, что укрупнение НКО приведет к потере более мелких, но уже зарекомендовавших себя организаций, до которых поддержка государства так и не доходила.
В прошлом году в законодательство об НКО были внесены поправки, обязывающие некоммерческие организации, занимающиеся политической деятельностью, предъявлять сведения о зарубежном финансировании и получать статус "иностранного агента". Позже в "антимагнитский" закон была внесена поправка, запрещающая россиянам, имеющим американское гражданство, быть учредителями НКО (между тем, например, глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева имеет гражданство США). В марте этого года Генпрокуратура, Минюст и Федеральная налоговая служба начали масштабную проверку НКО, в ходе которой они интересуются источниками их финансирования и "государственной принадлежностью" доноров.
Между тем МЭР прогнозирует в 2013 году финансовые потери в секторе российских НКО в объеме 19 млрд рублей из-за оттока иностранных жертвователей.