| 29 марта, 2013 | | | Читать на сайте издания |
Фонд развития гражданского общества подготовил доклад, из которого следует, что российские НКО больше ориентированы на общественный контроль и различного вида мониторинги, чем на социальные проекты. Авторы доклада провели аналогию с западными странами, где доля социально ориентированных НКО составляют примерно 60–70%. В России, по версии авторов, эта цифра скромнее — 13,5%.
Это не первый доклад фонда о состоянии НКО, так 15 марта был опубликован доклад о реформировании системы господдержки российских НКО. Главный вывод которого заключался в том, что отечественным некоммерческим организациям требуется значительно больше государственного финансирования. При этом в фонде предлагают сконцентрировать все средства, выделяемые государством на поддержку НКО, в ряде общенациональных некоммерческих организациях. Предлагается создать пул НКО-операторов и экспертные советы при них по семи стратегическим направлениям: соцпомощь, социально-культурная деятельность, правозащита, военно-патриотическая деятельность, экология, дети, здравоохранение и религия. По их мнению, посредники могли бы взаимодействовать со всеми остальными грантополучателями по типу зонтичной структуры – цитирует авторов доклада «Агентство социальной информации».
Член Общественной палаты РФ, Дарья Милославская не во всем согласна с докладом и считает, что в понятие «социального проекта» входят и мониторинги, и общественный контроль, об этом она рассказала пресс службе ОП РФ:
- Я не очень понимаю, что авторы имеют в виду под социальными проектами, мне представляется, что общественный контроль – это тоже социальный проект. Кроме того, на Западе нет понятия « социально ориентированных» НКО, есть организации общественной пользы, которые действуют в интересах всего общества, и есть организации взаимной выгоды, деятельность которых направлена на помощь членам организации.
В России зарегистрировано большое количество общественных организаций, т.е. тех, которые по закону действуют для защиты интересов ограниченного круга лиц, входящих в состав членов или участников. Но это не значит, что такие организации не занимаются социальными проектами. Просто, когда эти организации регистрировались, они не задумывались над формой. Конечно, для осуществления общественно-полезной деятельности такими организациями у них в уставе должно быть упоминание о благотворительной деятельности. Поэтому в первую очередь необходимо смотреть не на организационно-правовую форму, а на содержание работы организации, на проектную деятельность.
Кроме того, учитывая, что законом установлен широкий перечень социально-ориентированной деятельности, полагаю, что даже те НКО, которые занимаются мониторингом, влияют или могут влиять на качество жизни людей. К примеру, мониторинг повышения тарифов ЖКХ можно назвать социально направленной деятельности, ведь, в конечном счете, все это затрагивает социальные интересы населения.