| 28 марта, 2013 | | | Читать на сайте издания |
При этом доля социально-ориентированных НКО об общего числа НКО в развитых странах составляет 60-70%, подсчитали авторы нового доклада, подготовленного Фонда Костина.
Авторы доклада считают необходимым выработать единую государственную концепцию формирования и поддержки «третьего сектора» в России. Она должна обеспечить не только создание благоприятных правовых, организационных, материальных и иных условий для стимулирования развития третьего сектора, но и реализацию ряда госпрограмм, предполагающих делегирование НКО части функций по оказанию социальных услуг населению. Это, в свою очередь, должно привести к переструктуризации «третьего сектора»: должна возрасти доля тех, кто оказывает социальные услуги населению, в то время как сейчас заметно преобладают организации, которые стремятся взять на себя функции общественного контроля и экспертизы.
По мнению авторов доклада, переориентация НКО приведет к изменению отношения граждан к людям, занятым в «третьем секторе». В большинстве стран региона Евро-Атлантики исполнительная власть активно содействует развитию НКО, в том числе посредством их прямого или косвенного финансирования. Причем в ряде европейских субъектов финансовая поддержка со стороны государства составляет львиную долю бюджетов некоммерческих структур. Например, во Франции объем помощи НКО со стороны власти достигает 60%, а в Бельгии и вовсе 76%.
Международный опыт участия исполнительной власти в поддержке НКО представляет собой пример того, что построение развитого гражданского общества без участия государства невозможно, считают авторы доклада. Более того, адекватное развитие общественных структур достигается только при непосредственном участии власти. Например, по уровню своего развития гражданское общество Франции - одно из самых прогрессивных. В нём представлены организации, инициативы и платформы любого общественно-политического профиля. И в то же время государственное финансирование - главный источник доходов НКО Пятой республики. Данный факт опровергает высказывания некоторых представителей либеральной общественности и СМИ о том, что власть не должна участвовать в развитии некоммерческих организаций. Зарубежная практика позволяет сделать прямо противоположный вывод - без конструктивной помощи со стороны государственных структур полноценное становление системы НКО невозможно, убежденеы авторы доклада.
В таком контексте заявления представителей либеральных кругов наводят на мысль, что в своей позиции они отстаивают интересы иностранных игроков. В тех же государствах, где развитие современного гражданского общества началось только после 1991 года, отказ властей от выполнения подобных менторских функций чреват серьезными издержками. НКО рискуют оказаться заложниками многочисленных иностранных спонсоров, выполняя не свои основные функции, а волю влиятельных структур из-за рубежа.
В настоящее время обсуждается вопрос о совершенствовании системы финансирования некоммерческих организаций. Дискуссия ведется в преддверии обнародования Президентской грантовой программы поддержки НКО на 2013 год и предложений по стимулированию уровня развития «третьего сектора» в России. Цель преобразований — обеспечение устойчивого развития «третьего сектора» в России, которое позволило бы вывести его на уровень современных развитых стран.
В современных демократиях политическая элита придает большое значение поддержке «третьего сектора», волонтерского и добровольческого движения. Традиционно специалисты, занятые в некоммерческом секторе и участвующие в волонтерской деятельности, пользуются особым уважением. В некоторых странах это закреплено на законодательном уровне. Так, Конгресс США в марте 2009 года принял «Акт о служении Америке» (Serve America Act). Первая леди Соединенных Штатов Америки Мишель Обама является исполнительным директором программы Public Allies Chiсago, в рамках которой проходит подготовка сотен руководителей для некоммерческих организаций. Канцлер ФРГ Ангела Меркель является волонтером движения "Белое кольцо" (Weisser Ring), которое оказывает помощь пострадавшим от криминала. В Великобритании, например, принц Уильям патронирует около двух десятков общественных организаций.
Авторы доклада предлагают создать пул некоммерческих организаций — операторов (Автономная некоммерческая организация (АНО) — как наиболее оптимальная организационно-правовая форма ), ответственных за распределение грантов по направлениям + формирование легитимных экспертных советов при них. Подобные структуры, представляющие собой «зонтичные» организации, эффективно функционируют в странах Европейского союза.
Так, например, в Великобритании к ним относится Ассоциация руководителей добровольных объединений, в ФРГ — Союз германских неправительственных организаций по вопросам политики развития, организация «Белое кольцо», в Швеции — «Форум Сид», организация «Спасем детей», в Дании — Датский совет организаций инвалидов, Датский молодежный совет и др.
Все вопросы, связанные с определением стратегических приоритетов поддержки организаций «третьего сектора», а также подготовкой, согласованием и принятием решений по их финансированию авторы доклада предлагают курировать президенту РФ.
В 2013 году, по прогнозам составителей доклада, сумма государственной поддержки НКО в России составит 8,285 млрд. руб. Из них сумма президентских грантов — 2,37 млрд. руб. Это заметный рост финансирования по сравнению с 2012 годом, когда было выделено 4,7 млрд. руб., в т.ч. 1 млрд. руб. — на президентские гранты.