FLB: Только переориентация на социальные проблемы позволит НКО стать гармоничной и полезной частью российского общества, уверены эксперты Фонда развития гражданского общества
«Российские некоммерческие организации (НКО) развиваются со значительным перекосом в сторону общественного контроля и экспертизы в отличие от западных стран, где они гораздо больше ориентированы на социальные услуги гражданам. Поэтому власти необходимо провести реструктуризацию — повысить долю социальных услуг в сфере НКО, а для этого определиться с потребностями и стратегическими приоритетами. К такому выводу пришли авторы доклада о реформировании системы НКО, который подготовил Фонд развития гражданского общества экс-руководителя управления внутренней политики Кремля Константина Костина, - пишут 28 марта «Известия».
Если в развитых странах социально ориентированные НКО составляют примерно 60–70%, то в России эта цифра на несколько порядков скромнее — лишь 13,5%, - говорится в докладе.
Чтобы гармонизировать структуру власти, стоит поддержать социально ориентированные НКО. Речь в первую очередь идет о тех организациях, которые занимаются социальной помощью — поддержкой бездомных, инвалидов и малообеспеченных. Также в фонде Костина хотят поддержать и НКО, занимающиеся просвещением, культурой, досугом и сферой детства — проблемами сирот, усыновления, насилия в семье.
К примеру, говорится в докладе, в помощь Минобразования могли бы быть поддержаны НКО, разрабатывающие различные формы дошкольного образования и детского отдыха. В сфере ответственности МВД могли бы быть активнее поддержаны НКО, работающие с потерпевшими и занимающиеся профилактикой преступности.
Если структура сектора НКО изменится и организации будут больше заниматься понятными людям проблемами, то граждане станут больше доверять самому институту некоммерческих организаций, говорит Костин.
— Присутствие в информационном поле представителей НКО растет, а доверие и осведомленность об их деятельности, cудя по исследованию, — нет. Потому, что информация идет мимо. Людей не в первую очередь интересуют контролирующие функции. Не может быть, чтобы на одного работающего было семь проверяющих и советчиков. Нужна обратная пропорция, — поясняет он.
Представители многих известных НКО с выводами экспертов не согласны.
— Непонятно, по каким критериям организации разделяются на социально ориентированные и иные. Я за 14 лет работы в некоммерческом секторе не видел социально дезориентированные НКО. Даже политические НКО социально ориентированны. Потому что содействуют реализации граждан на конституционное право на участие в управлении делами государства, — сказал руководитель правозащитной организации «Агора» Павел Чиков.
А глава российского Transarency International Елена Панфилова утверждает, что Костин приводит неправильные цифры.
— Я бы не сказала, что у нас мало организаций, которые занимаются оказанием социальных услуг гражданам. Наоборот, их больше, чем организаций, занимающихся реальным гражданским контролем, — говорит она.
Ранее «Известия» писали о том, что уже с 2013 года администрация президента планирует постепенно вносить изменения в действующую схему выдачи грантов. Основная идея заключается в том, чтобы сделать процесс полностью прозрачным, начиная с момента начала отбора проектов организаций (планируется публиковать полный список претендентов на финансирование, чего раньше не делалось) и их полной финансовой отчетности и заканчивая созданием черного списка недобросовестных НКО. Вместе с этим Кремль официально сообщил о том, что бюджет президентских грантов в 2013 году вырастет с 1 млрд до 3 млрд рублей».
Редакции FLB.Ru удалось ознакомиться с содержанием доклада.
«По данным на 14.03.2013 г., в разделе «Информация о зареги-стрированных некоммерческих организациях» на сайте Министер-ства юстиции РФ числятся 405 720 НКО. В этот перечень входят как организации, имеющие статус «исключенных» (184 647), так и статус «зарегистрированных» (221 073).
Из 221 073 зарегистрированных НКО к «третьему сектору» можно отнести 192 956 организаций (в это число не входят политические партии, государственные корпорации, государственно-общественные объединения, ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, ассоциации экономического развития, садоводческие, огороднические, дачные и иные товарищества, советы муниципальных образований, ТСЖ, ТПП, нотариальные палаты, учреждения).
Количество людей, занятых в «третьем секторе», составляет 1,1% экономически активного населения или более 828 тыс. человек. В то же время уровень государственной поддержки этой сферы в России существенно отстает от развитых стран», - говорится в докладе.
«В современных демократиях политическая элита придает большое значение поддержке «третьего сектора», волонтерского и добровольческого движения. Традиционно специалисты, занятые в некоммерческом секторе и участвующие в волонтерской деятель-ности, пользуются особым уважением, - отмечают авторы доклада.
В некоторых странах это закреплено на законодательном уровне. Так, Конгресс США в марте 2009 года принял «Акт о служении Америке» (Serve Amer-ica Act). В нём отмечается, что работа в третьем секторе иг-рает важную роль на протяжении всей истории США, а участие американцев в таких формах общественной активности как бла-готворительность и социальная опека является «жемчужиной национальной традиции страны». Первая леди Соединенных Штатов Америки Мишель Обама является исполнительным директором программы Public Allies Chiсago, в рамках которой проходит подготовка сотен руководителей для некоммерческих организа-ций. Канцлер ФРГ Ангела Меркель является волонтером движения "Белое кольцо" (Weisser Ring), которое оказывает помощь по-страдавшим от криминала. В Великобритании члены королевской семьи работают в ряде социально ориентированных НКО и кури-руют некоторые из них. Например, принц Уильям патронирует около двух десятков общественных организаций».
«По своим основным показателям российский «третий сектор» заметно отстает от «третьего сектора» в развитых странах (пре-имущественно государств Западной Европы и Северной Америки). Так, в РФ доля доходов НКО в ВВП составляет 0,9%. В развитых государствах этот показатель — 6,5% . В России в организациях «третьего сектора» занято 1,1% от общей численности занятых. А в развитых странах число занятых — 7,1%. Доля СО НКО в РФ — 13,5%. В государствах Западной Европы и Северной Америки — 60-70%», - отмечается в докладе.
«Основная форма финансирования организаций «третьего сектора» в мире — государственная поддержка, - утверждают авторы доклада.
В среднем, по совокупной оценке, в развитых странах государ-ственное финансирование НКО составляет 48% их дохода (в раз-вивающихся — 22%, в России — 5%), доходы от деятельности, включая членские взносы — 35% (в развивающихся странах — 61%, в России — 22%), пожертвования бизнеса, граждан и зарубежных фондов — 17% (в развивающихся странах — 17%, в России — 73%) (оценка The Boston Consulting Group, 2011 г.).
Большая часть государственных средств передается социально значимым НКО, т.е. тем, которые оказывают социальные услуги населению и работают в тесном сотрудничестве с государственными органами — как правило, в рамках целевых программ министерств и ведомств».
«В международной практике господдержка «третьего сектора» мо-жет осуществляться в следующих формах:
Во-первых, путем выделения субсидий на операционную деятельность;
Во-вторых, в виде предоставления грантов на конкретные программы;
В-третьих, за счет оплаты услуг, предоставляемых общественными организациями органам власти (на контрактной основе);
В-четвертых, путем финансирования исполнения функционала, делегированного от государства к НКО (в рамках соглашений, заключаемых между органами власти и НКО);
В-пятых, посредством предоставления НКО налоговых льгот.
Развитие некоммерческого сектора в современном обществе невозможно без активного участия и поддержки со стороны государства», - говорится в докладе.
«В 2013 году сумма государственной поддержки НКО в России составит 8,285 млрд. руб. Из них сумма президентских грантов — 2,37 млрд. руб. Это заметный рост финансирования по сравнению с 2012 годом, когда было выделено 4,7 млрд. руб., в т.ч. 1 млрд. руб. — на президентские гранты», - отмечается в докладе.
«В настоящее время обсуждается вопрос о совершенствовании си-стемы финансирования некоммерческих организаций. Дискуссия ведется в преддверии обнародования Президентской грантовой программы поддержки НКО на 2013 год и предложений по стимулированию уровня развития «третьего сектора» в России. Цель преобразований — обеспечение устойчивого развития «третьего сектора» в России, которое позволило бы вывести его на уровень современных развитых стран», - отмечают авторы доклада.
По мнению авторов доклада, «для обеспечения устойчивого раз-вития «третьего сектора» в России необходимо выработать единую государственную концепцию формирова-ния и поддержки «третьего сектора» в России. Она должна обеспечить не только создание благоприятных правовых, организационных, материальных и иных условий для стимулирования развития третьего сектора, но и реализацию ряда госпрограмм, предполагающих делегирование НКО части функций по оказанию социальных услуг населению. Это, в свою очередь, должно привести к переструктуризации «третьего сектора»: должна возрасти доля тех, кто оказывает социальные услуги населению, в то время как сейчас заметно преобладают организации, которые стремятся взять на себя функции общественного контроля и экспертизы».
По мнению авторов доклада, «переориентация НКО приведет к изменению отношения граждан к людям, занятым в «третьем секторе»»