| 28 марта, 2013 | | | Читать на сайте издания |
Как пишут авторы доклада, гражданское общество в России находится в стадии формирования. Количество организаций и людей, занятых в некоммерческом секторе, постоянно растет. По данным на 14.03.2013 г., в разделе «Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях» на сайте Министерства юстиции РФ числятся 405 720 НКО. В этот перечень входят как организации, имеющие статус «исключенных» (184 647), так и статус «зарегистрированных» (221 073).
Из 221 073 зарегистрированных НКО к «третьему сектору» можно отнести 192 956 организаций (в это число не входят политические партии, государственные корпорации, государственно-общественные объединения, ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, ассоциации экономического развития, садоводческие, огороднические, дачные и иные товарищества, советы муниципальных образований, ТСЖ, ТПП, нотариальные палаты, учреждения). Количество людей, занятых в «третьем секторе», составляет 1,1% экономически активного населения или более 828 тыс. человек. В то же время уровень государственной поддержки этой сферы в России существенно отстает от развитых стран.
Как пишет ИА REGNUM, в докладе о развитии институтов гражданского общества (будет представлен 29 марта), подготовленном Фондом развития гражданского общества, говорится, что Мировой опыт показывает, что развитие НКО невозможно без активного участия и поддержки со стороны государства.
Для обеспечения устойчивого развития "третьего сектора" в России авторы предлагают выработать единую государственную концепцию формирования и поддержки "третьего сектора" в России. Она должна обеспечить не только создание благоприятных правовых, организационных, материальных и иных условий для стимулирования развития третьего сектора, но и реализацию ряда госпрограмм, предполагающих делегирование НКО части функций по оказанию социальных услуг населению. Это, в свою очередь, должно привести к переструктуризации "третьего сектора": должна возрасти доля тех, кто оказывает социальные услуги населению, в то время как сейчас заметно преобладают организации, которые стремятся взять на себя функции общественного контроля и экспертизы.
Для развития НКО в России предлагается также создать единую информационную площадку о деятельности "третьего сектора". Предусмотреть появление в её рамках единой базы данных по грантовым и иным программам, реализуемым за счет средств государства. Также докладчики предлагают обеспечить снятие бюрократических преград для доступа НКО к государственному финансированию. Механизм господдержки должен быть простым, открытым, равнодоступным и транспарентным. Авторы доклада считают необходимым установить и механизмы компенсационных мер (налоговые вычеты, льготы и т.п.) для коммерческих организаций, предоставляющих средства социально ориентированным НКО.
Среди предложенных мер также фигурируют введение налоговых льгот для организаций "третьего сектора", которые оказывают социальные услуги населению и предоставление средств господдержки не только на реализацию проектов и программ некоммерческих организаций, но и на их операционную деятельность.
Докладчики отмечают, что во всем мире государственное финансирование получают религиозные организации - как правило, на образовательные программы и помощь социально незащищенным слоям населения. В России институты традиционных конфессий также могли бы получать госфинансирование на эти виды деятельности.
По мнению авторов доклада, обозначенные цели достижимы при условии создания пула некоммерческих организаций - операторов (Автономная некоммерческая организация (АНО), ответственных за распределение грантов по направлениям. При них должны появиться легитимные экспертные советы. Эти же АНО-операторы должны выступать в качестве партнёров федеральных органов исполнительной власти, чьи социальные функции частично (вместе с необходимым финансированием) могут быть переданы третьему сектору в лице социально ориентированных НКО (например, Минобраз - различные формы внешкольного образования и детского отдыха, Минздрав - вопросы ухода за больными и престарелыми, Минспорттуризма - студенческий спорт, Минсвязи - саморегулирование интернета, МВД - работа с потерпевшими и профилактика преступности, Минобороны - поддержка поисковых отрядов и патриотическое воспитание и т.д.).
В результате, как заявил глава Фонда Константин Костин, должны появиться крупные общенациональные НКО или сетевое объединение региональных и межрегиональных НКО по соответствующим направлениям деятельности. Эти же АНО должны осуществлять профессиональную подготовку организаций "третьего сектора", необходимую для квалифицированного выполнения грантовых программ и впоследствии для выполнения ими части государственных услуг для населения.